Эрте
(1892–1990)
наст.
фамилия и имя Тыртов Роман ПетровичРодился
в Петербурге 23 ноября (4 декабря) в семье морского офицера.
Отказавшись от традиционной для семьи военной карьеры, обосновался в
1912 в Париже, став корреспондентом петербургского журнала «Дамские
моды». Систематического художественного образования не получил; недолго
посещал академию Р.Жюльена. Составил псевдоним «Эрте» из первых букв
имени и фамилии. В 1913–1914 начал работать как модельер (у известного
кутюрье П.Пуаре) и художник сцены (исполнил, в частности, эскизы
костюмов для спектакля Маты Хари Минарет в театре «Ренессанс»).
Заключил контракт с американским журналом «Harper's Bazaar» (1915),
нарисовав для него в последующие 22 года более ста обложек. Работал
также для журналов «Vogue», «Cosmopolitan», «Women's Home Journal»,
«The Sketch» и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции.
Жил в Париже и Монте-Карло.
Хотя Эрте сотрудничал и
с антрепризами классического типа (оформив, в
частности, в 1920-е годы целый ряд балетных номеров Анны Павловой и
несколько постановок Чикагской оперы), лидирующее значение в его
сценографии получил дизайн для эстрадных театров – мюзик-холла «Фоли
Бержер» (1917–1927), варьете «Баль Табарэн» и «Ла Нувель Ив», кабаре
«Лидо» в Париже, а также для мюзик-холлов Бродвея. С 1925 выступал как
художник-костюмер в кинематографе, по контракту с голливудской студией
«Метро Голдвин Майер». «Стиль Эрте» – тончайше
функционально-продуманный, ритмичный и в то же время
экзотически-зрелищный, полный романтических фантазий – явился в
межвоенный период важным формообразующим моментом «ар деко» (т.е.
модерна, включившего элементы авангарда и ставшего прочным фактором
моды и массовой культуры). В качестве кутюрье разрабатывал модели
одежды и рисунки для тканей; среди предложенных им (еще в 1920-е годы)
реформ костюма особую популярность позднее завоевал принцип «унисекса»,
однородного моделирования одежды для мужчин и женщин.
В поздний свой период Эрте добавил к привычным
техникам (рисунок тушью,
акварель, гуашь, литография) скульптуру, которой особенно увлекался в
1960-е годы (беспредметные декоративные композиции из разных
материалов). Наряду с модами и театром его рисунки-эскизы охватывали
все более широкий круг предметов – от мебели до игральных карт,
неизменно превращаемых им в иронические знаки престижа и роскоши. В тот
же период создал большие графические серии Цифры и Алфавит, где как бы
суммировал характерные орнаментальные элементы своей манеры. Новый
интерес к «ар деко» стимулировал внимание к патриарху стиля: в книжных
магазинах разных стран Запада книги, альбомы, постеры и открытки Эрте и
об Эрте порой занимали целые разделы. В 1975 в Нью-Йорке и Лондоне
вышли английские издания его мемуаров (Вещи, которые помню). Последней
работой мастера явились эскизы декораций и костюмов к бродвейскому
мюзиклу Звездная пыль (1989). Умер Эрте в Париже 21 апреля
1990.
Статья по материалам энциклопедии "Кругосвет".
|