Евгений Иванович Чарушин (1901-1965)
Известный
художник и писатель. Кроме своих собственных книг ("Волчишко и другие",
"Васька", "Про сороку") Е И. Чарушин иллюстрировал произведения В.В.
Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др.
В иллюстрациях Е И. Чарушина, художника-анималиста, мир
зверей раскрыт
в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы
передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны
одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер
каждого зверя, передать радость общения с живым. Е. И.
Чарушин подробно и конкретно изучил животных, что, создавая свои
рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что
это подразумевалось уже само собой. Такой подход помогал
сосредоточиться на создании образов. Каждая иллюстрация не похожа
на
другую, в каждой свой собственный эмоциональный образ - определенный
характер в определенном состоянии. Герои Е И. Чарушина добры,
обаятельны. Они легко входят в сказочный
мир. Художник любил изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и
еще совсем беспомощных. Е И Чарушин выработал свой метод
иллюстрирования - чисто живописный. Он
рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно,
пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто "лохматым"
пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и
характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой
дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого
подшерстка. К творчеству художник подходил всерьез, именно
как к творчеству, а не
как к забаве или просто время провождению (пусть даже полезному).
Главным он считал создание образа, "а если нет образа, так и изображать
нечего, и остается другой процесс работы - вроде руководителя, это
путь, идущий от механических навыков" (Чарушин Е. И. Мой метод
рисования с детьми // Дошкольное воспитание, №2, С. 22-25). Детское
сознание в общем переполнено образами, которые зарождаются в нем
непрерывно. Задача руководителя - подтолкнуть эти образы, помочь им
запечатлеться на бумаге, и для этого совсем не надо быть художником.
Разделенная с ребенком радость творчества, радость его находкам в
рисовании, в создании образа поддерживает ребенка в процессе работы,
дает ему уверенность в себе, считал Е. И. Чарушин.
Лит.: Чарнецкий Я., Кузнецов
Э., Е. И. Чарушин, Л., 1960: Гроденский Г. П., Е. Чарушин, Л.,
1962.
Большие изображения.
Увеличиваются на щелчек
мышки.
Маленькие
изображения:
|