Отец
художника, А.И. Сомов, много лет состоял в должности хранителя
коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров,
которые долгое время собирал хозяин. Искусством занимались здесь все.
Мать К.А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей
интерес к пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова
изображены сестра и мать за мольбертами. В 1889 г. Сомов
поступил в Академию Художеств, где
находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой
педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую
И.Е. Репина. В 1897 г., не окончив полного курса АХ,
Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф.Коларосси и
изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и
работали А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумова и другие
"мирискусники". Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем
первую статью. Вернувшись в Россию, Сомов занялся
написанием портретов. Им были созданы портреты отца (1897), Н.Ф. Обер
(1896), А.Н. Бенуа (1896) и А.П. Остроумовой (1901). Вершиной
творчества в этот период стал портрет художницы Е.М. Мартыновой ("Дама
в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами.
Особое место занимают графические портреты Сомова.
Выполненные
карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или
белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и
тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В.И. Иванова
(1906), А.А. Блока (1907), М.А. Кузмина (1909), художников Е.Е. Лансере
(1907), М.В. Добужинского (1910) и др. Помимо
портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В
начале XX в. художники "Мира искусства", среди которых был и Сомов,
возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги,
все ее элементы - шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки -
должны были составлять единое целое. Наряду с другими
"мирискусниками" Сомов принимал самое деятельное участие в графическом
оформлении журналов "Мир искусства" и "Парижанка", периодического
издания "Художественные сокровища России" и др., а также снабдил
иллюстрациями и оформил "Книгу маркизы" Ф. фон Блея (1918), используя
характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные "китайские
мотивы". Стилизацией,
ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на
сюжет "Графа Нулина" А.С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же
стилистическом ключе портрет самого А.С. Пушкина (1899).
"Мирискуснические"
черты - ретроспективизм и интерес к мистификациям - прослеживаются и в
иллюстрациях к повестям Н.В. Гоголя "Портрет" и "Невский проспект".
Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация
замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К.Д.
Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", фронтиспис стихотворного
сборника В.И. Иванова "Corardens", титульный лист книги А.А. Блока
"Театр" (все 1907) и др. Строгость композиции и декоративная звучность
колорита отличают эти работы художника. Все
творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет,
жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы -
"Сумерки в старом парке", "Конфиденции" (обе 1897), "Поэты" (1898),
"Купальщицы" (1899) и др. - отмечены гармонией цвета и игрой фактуры,
передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы.
Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком
XVIII в.
прослеживаются в таких картинах, как "Вечер" (1902), где ритм
повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными
движениями дам в причудливых туалетах. Любование
и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы
картины "Эхо прошедшего времени" (1903), "Арлекин и смерть" (1907),
"Осмеянный поцелуй" (1908), "Зима. Каток" (1915).
Февральскую
революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую -
сдержанно, но лояльно. И хотя на его антикварную коллекцию была дана
охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь
продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог.
Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их
для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику
предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской
выставкой в США, он охотно согласился. В начале
декабря 1923 г. устроители выставки покинули Россию. Сомов тогда даже
не предполагал, что больше не вернется на родину. Однако, оказавшись в
Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был
поглощен насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с
друзьями и единомышленниками. Постепенно втянувшись в круг русской
эмиграции, Сомов навсегда остался во
Франции. Сомов Константин Андреевич
(1869-1939) | | | | | | Обложка журнала "Мир
искусства". Cor Ardens. (б., гуашь)
|
| Поцелуй (б.,
акварель,бронза;
1904) |
| Дама в розовом
(б., акварель, белала, тушь, графитный карандаш;
1903) | | | | | | Русский балет (б., акварель,
гуашь;
1930) |
| Итальянская
комедия (б., акварель, гуашь;
1914) |
| Фарфоровые
фигурки на каменной полке (б., акварель, гуашь, графитный карандаш;
1930) | | | | | | Эскиз костюма Коломбины для
Анны Павловой в "Арлекинаде" (б., акварель, карандаш;
1909) |
| Русский балет.
Елисейские поля. Сильфиды (б., акварель, гуашь, индийская тушь;
1932) |
| Эскиз костюма
маркизы для Т.П.Карсавиной (б., акварель, гуашь, карандаш;
1924) | | | | | | Язычок коломбины (б., гуашь)
|
| Эхо прошедшего
времени (б., акварель)
|
| Влюбленный Арлекин
(б., акварель, гуашь; 1912) | | | | | | В детской (б., акварель,
гуашь, графитный карандаш;
1898) |
| Прогулка после
дождя (б., акварель, графитный карандаш;
1896) |
|
|
|
|
| | | | | Ночное свидание (б.,
акварель;
1920-е) |
| Арлекин и
смерть (б., гуашь)
|
| Концерт (б.,
акварель, серебро;1900) | | | | | | Девушка на солнце (б.,
акварель, гуашь;
1930) |
| Две дамы на
террасе (б., акварель, белала, золото;
1896) |
| Купальщицы на
солнце (б., акварель, гуашь;
1930) | | | | | | Портрет Е.П.Остроумовой (б.,
акварель, гуашь;
1904) |
| Пасторальная
сцена с двумя девушками (б., акварель;
1928) |
| Две маски
(Пара накануне карнавала) (б., акварель, гуашь;
1930) | | | | | | Радуга (бум. на ткане,
акварель, гуашь;
1908) |
| Итальянская
комедия (б., акварель, гуашь;
1914) |
| Осень (б.,
акварель; 1905) | | | | | | Зима (б., гуашь, акварель;
1905) |
| Летнее утро
(б., акварель, карандаш, белила;
1932) |
| Новый и старый
год. Обложка табель-календаря на 1905 год (б., акварель, гуашь,
графитный карандаш; 1904 ) | | | | | | После грозы (б.,
акварель) |
| Мартышкино
(б.,
акварель) |
| Подарок
садовника (б., акварель;
1914) |
|