Пахомов Алексей Федорович
(1900-1973) А.
Ф. Пахомов родился в крестьянской семье. Рано обнаружив тягу к
искусству, он на деньги, собранные благотворителями, приехал в 1915 г.
в Петроград. Из-за событий революции и гражданской войны ученье
затянулось, и он закончил его только в 1925 г. во Вхутеине, но очень
быстро приобрел репутацию зрелого мастера. Успев последовательно пройти
все искусы современных художественных течений, вплоть до самых крайних,
он стремился соединить широко понимаемую живописную традицию с
завоеваниями искусства XX в.
В красивых по цвету, у
тонченных по мастерству, монументальных по строю
полотнах неизменно воплощались возвышенные представления художника о
человеке ("Работница", 1926; "Купающаяся девочка", 1927; "Крестьянский
мальчик" и "Жница", обе 1929; "Подруги", 1930). Продолжением этих
картин стала живописная серия начала 1930-х гг. "На солнце" ("Сестры",
"Купальщица", "У Петропавловской крепости" и др.), в которой с
целомудренной поэтичностью трактовалась тема обнаженного тела;
некоторые из этих сюжетов он повторил и в литографских эстампах.
Одновременно с живописью и станковой графикой
Пахомов занимался
иллюстрированием книг для отдела детской и юношеской литературы
Государственного издательства. Излюбленными темами художника были жизнь
детей и быт русской деревни ("Мастер" С. Я. Маршака, 1927; "Ведро" Е.
Л. Шварца, "Коса" Г. А. Крутова, обе 1929; "Как Саньку в очаг привели"
Л. А. Будогоской и "Мяч" С. Я. Маршака, 1933). Уже в конце 1920-х гг.
он оказался в числе лучших иллюстраторов детской книги. Главной его
заслугой было преодоление распространенных стандартов условного -
кукольно-слащавого или карикатурного - изображения детей. Его
обаятельные персонажи неизменно отличались психологической
достоверностью и социальной конкретностью.
В первой
половине 1930-х гг. усложнившаяся идеологическая обстановка, в
частности кампания по борьбе с "формализмом", поставила Пахомова в
трудную ситуацию: его картины все чаще и чаще становились объектом
нападок. Не желая поступаться творческими принципами, он решился вообще
оставить живопись и даже отказался от цвета в своей книжной и станковой
графике, сосредоточившись исключительно на рисунке. Отличное и
самобытное мастерство рисовальщика верно служило ему и в иллюстрациях к
книгам ("Бежин луг" И. С. Тургенева, 1936; "Мороз, Красный нос" Н. А.
Некрасова, 1937), и в литографских эстампах (серия "Ленинградский
дворец пионеров", 1939-40).
Войну Пахомов провел в
блокадном городе, не прерывая работы,
результатом которой явилась знаменитая серия литографий "Ленинград в
дни блокады" (1942-44). Однако в последующих его произведениях - в
серии "В нашем городе" (1945-48), в книжных иллюстрациях - начали
обнаруживаться пугающая сухость и многословность - результат
насильственно внедрявшихся в послевоенные годы догматических
представлений. Достигший к тому времени высоких степеней официального
признания, Пахомов тем не менее сохранял трезвое отношение к своему
искусству и с началом "оттепели", некоторой либерализации общественной
жизни в 1960-х гг., стал предпринимать попытки обновить его - вернул в
графику цвет и некоторые приемы своих ранних работ, но серьезного
поворота в творчестве совершить уже не смог.
| | | | | Обложка книги А.Пахомова
"Лето" |
| Иллюстрация |
| Иллюстрация | | | | | | Плакат. Выставка детской книги и
иллюстрации |
| Серия
"Ленинград в дни
блокады" |
| Серия
"Ленинград в дни блокады". За
водой | | | | | | Серия "Ленинград в дни блокады". Пленные
немцы в
Ленинграде |
| Серия
"Ленинград в дни блокады". Салют в
Ленинграде |
| Серия
"Ленинград в дни блокады". В очаге
поражения |
|