Остроумова-Лебедева Анна Петровна
(1871-1955) А.
П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова
(вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного
ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать
начальную школу при ЦУТР. Потом обучалась и в самом училище, где
увлеклась техникой гравюры, и в Академии Художеств, где занималась
живописью в мастерской И. Е. Репина. В 1898-99 гг. работала в Париже,
совершенствуясь в живописи (у Дж. Уистлера) и гравюре.
Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. Художница
дебютировала со
своими гравюрами на выставке Мира искусства (с которым в дальнейшем
прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за
гравюры на конкурсе ОПХ и закончила Академию Художеств со званием
художника, представив 14 гравюр.
Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в
деле возрождения в
России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества
- после долгого существования в качестве репродукционной техники;
особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной.
Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были
усвоены и использованы многими другими художниками.
Основной
темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила
несколько десятилетий неустанного труда. Ее цветные и черно-белые
гравюры - как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10;
Павловск, 1922-23, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова
Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) - до сих пор
непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты
города и по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые
по-многу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и
пользуются исключительной популярностью. По-своему
интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся
художницей по впечатлениям от частых поездок - как за границу (Италия,
Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из
них была исполнена в гравюре, а часть - в акварели. Одаренный и хорошо
подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать
масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы.
Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи
акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и
портреты. Войну Остроумова-Лебедева провела в
блокадном Ленинграде, не
оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом
"Автобиографических записок". Последние годы жизни художницы были
омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала
трудиться. | | | | | С-Петербург. Решетка летнего
сада
(ксилография) |
| Вид из
Петровского парка
(акварель) |
| С-Петербург.
Пейзаж (ксилография) | | | | | | Адмиралтейство под снегом
(цв.
ксилография) |
| Боскет
в Павловске (цв.
ксилография) |
| Летний
сад в инее (акварель) | | | | | | Биржа (цв.
ксилография) |
| Александровский
дворец в Детском Селе
(акварель) |
| Пейзаж
(цв. ксилография) | | | | | | Пейзаж
(ксилография) |
| Смольный
(ксилография) |
|