Нарбут Георгий (Егор) Иванович
(1886-1920) Г.И. Нарбут родился
в семье, принадлежавшей к старому, но обедневшему дворянскому роду.
Тягу к книжной графике он ощутил еще гимназистом, когда
увлекся
древнерусским "уставным" письмом. Потом начал рисовать иллюстрации,
подражая "мирискусникам", особенно И.Я. Билибину. В 1901 г. Нарбут
переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным, и тот взял его под
свое покровительство, введя в круг "мирискусников". Никакого
образования Нарбут так и не получил: он попробовал посещать
художественную школу Е.Н. Званцевой, но рисование ему не давалось, и он
остался удивительным самородком, от природы наделенным утонченной
графической культурой. Дебютировал Нарбут в 1907 г.
иллюстрациями к детским книжкам,
которые сразу принесли ему известность. Большой удачей были "Пляши,
Матвей, не жалей лаптей" (1910) и две книжки с одинаковым названием
"Игрушки" (1911); во всех трех он мастерски использовал стилизованные
изображения русских народных игрушек. В этих иллюстрациях тщательный
контурный рисунок, тонко расцвеченный акварелью, еще нес на себе следы
влияния Билибина. На новый, зрелый стиль художника
повлияло увлечение русской
культурой первой четверти XIX в. - настолько сильное, что Нарбут даже
обставил свою квартиру, стал одеваться и причесываться в духе того
времени. В трех изданиях басен И.А. Крылова (1910, 1911) он применил
декоративные приемы русского
ампира, породив немало подражателей. В двух из этих книжек, а также в
знаменитом издании "Соловья" Г.К. Андерсена (1912), где варьировалась
традиционная "китайщина", он с блеском возродил искусство силуэта.
Став известным как один из реформаторов книги для
детей, Нарбут не
менее успешно иллюстрировал и оформлял книги для взрослых. Вместе с
С.В. Чехониным и Д.И. Митрохиным он определял высокий уровень русской
книжной графики предреволюционных лет. После
Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину.
Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к
"Украинской азбуке", изобретательные по сюжетам и изощренные по
графическому мастерству. В Киеве осенью 1917 г. он стал профессором
только что образованной Украинской АХ, а полгода спустя - ее ректором.
Издательское дело здесь было в упадке, а частые смены правящих режимов
препятствовали нормальной жизни. Долгое время у
Нарбута не было заказов на иллюстрации. Когда заказы
от журналов и издательств наконец пошли, он, отталкиваясь от форм
украинского барокко, сочинил новый оригинальный шрифт, впоследствии
подхваченный и до сих пор широко тиражируемый украинскими художниками.
|