Кругликова Елизавета Сергеевна
(1865 - 1941) Родилась в Петербурге в семье,
любившей и понимавшей искусство. Отец будущей художницы служил
офицером. В 1890-1895 в качестве вольнослушателя
Кругликова обучалась в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895-1914 жила в
Париже. С 1902 начала работать в технике офорта. С 1904 - член
«Общества оригинальной гравюры в красках». С 1909 по 1914 Е. С.
Кругликова преподавала офорт в академии «La Pallette» в Париже. Там же,
в Париже, ею было организовано русское ателье, которое вместе с ее
мастерской сделалась своеобразным русским культурным центром. В 1914, с
началом Первой Мировой войны, переехала в Россию. Издание «Париж
накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой» (1918) - итог
первого большого периода ее творчества. Специфика
художественной манеры Кругликовой, использовавшей редкие
техники (мягкий лак, акватинта и др.), ее экспериментаторство,
позволила ей добиться особенно весомых достижений в двух областях.
Первой из них, ранней по времени (с 1909 г.) была монотипия,
соединявшая живопись с печатью. Второй областью (с 1914 г.) стал
силуэт. В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова создала
серию силуэтных портретов
русских поэтов 18-20 веков, большую серию портретов русских художников
и серию
портретов русских актеров. В 1925 году работала над серией силуэтов
«Вожди революции». В 1930-е годы - над «Бакинской серией» («Сураханы»
1931, «Азнефть» 1934 и др.). В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова работала
над плакатами - многие из них выполнены в технике
линогравюры. В 1919 году стала одним из инициаторов
создания Государственного
театра марионеток, в котором работала по 1921 год. По ее эскизам были
оформлены спектакли «По щучьему велению» и «Вий» по повести Н. В.
Гоголя. В 1922-29 годах была профессором полиграфического
факультета Академии Художеств в Петрограде-Ленинграде, где руководила
обучением технике офорта.
|