Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)
Иллюстратором русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин.
Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка",
"Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна",
"Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С.
Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом
петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.
И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали
возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив
их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля:
красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний,
тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с
чувством народного юмора и др.
Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы
он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим
единством, условным делением пространства на планы и объединением
различных точек зрения в композиции.
Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к "Сказке о царе
Салтане" А. С. Пушкина. Эта сказка с ее многокрасочными картинами
древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С
поразительным мастерством и большим знанием изображал художник
старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской
сказки. Однако между листами серии заметны различные источники
стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в
светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я.
Билибина с натуры. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и
насыщены мотивами русского орнамента. Лист с плывущей по морю бочкой
напоминает знаменитую "Волну" Хокусаи.
Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд
гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех
деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой
кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил по
карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период
творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда
прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твердость линии
товарищи шутливо прозвали его "Иван - твердая рука".
В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило,
развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в
величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и
объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют
сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится
условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги,
усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая
система штрихов и точек.
Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более
поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам
древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но
границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а
тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими,
но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой
напоминает перегородчатую эмаль.
Статья по материалам Томской областной детско-юношеской библиотеки.
|