Главная »
2008 » Сентябрь » 19 » Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964)
01:27 Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) |
Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964)
Родоначальником
московской школы графиков можно считать Владимира Андреевича Фаворского
(1886-1964), признанного классика книжной иллюстрации. В гравюрах В.А.
Фаворского к стихам С. Я. Маршака, рассказам Л. Н. Толстого, "Слову о
полку Игореве", к книге Н. Кончаловской "Наша древняя столица" и другим
произведениям отражены его основные художественные принципы. Творчество
В.А Фаворского было связано с историческим опытом мировой
художественной культуры, с эпохами расцвета графического и книжного
искусства. Древний язык гравaюры на дереве зазвучал в работах мастера
свежо и оригинально.
В. А. Фаворский разработал систему приемов для передачи действия, длящегося во времени:
- совмещение в пределах одной композиции изображений событий, совершающихся в разное время и в разных пространственных планах;
- многофигурные иллюстрации, где действие-завязка и действие-развязка
изображались за пределами основной композиции в виде своеобразного
обрамления;
- принцип "повествовательных" серий: начало действия в заставке -
узловые моменты в страничных и разворотных иллюстрациях - маленькие
иллюстрации прямо напротив соответствующего текста - завершение
действия в концовке.
Событие, длящееся во времени, может быть изображено по-разному:
реалистично и метафорично (с применением символики и аллегории).
О своем творческом методе В.А Фаворский убедительно рассказал на
примере умозрительного иллюстрирования двух пушкинских произведений -
"Сказка о рыбаке и рыбке" и "Евгения Онегина". Обращаясь к творческому
прочтению литературного произведения, художник стремился определить,
чьими глазами увиден тот мир, в котором живут и действуют герои, с
точки зрения каждого попробовать посмотреть на все то, что изобразил в
словесных образах писатель.
Создавая орнаментальную систему убранства конкретной книги, В.А
Фаворский стремился выявить архитектонику построения литературного
произведения (деление на части, главы и др.). Для этого он применял
орнаментальные мотивы. Орнамент, его расположение, его стилистические
особенности используются для того, чтобы ввести читателя в стиль эпохи,
которой посвящено данное произведение, или усилить эмоциональное
восприятие художественного слова.
В.А Фаворский считал, что, как и архитектурные формы или формы
прикладного искусства, книжный орнамент является одним из активных
выразителей стиля.
Статья по материалам Томской областной детско-юношеской библиотеки.
|
|
|
|
|
Иллюстрация к рассказу Л. Толстого "Акула" 1929 г. |
|
Фронтиспис к 3-му действию трагедии А. Глобы "Фамарь" 1923 г. |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Большая битва с половцами. Страничный разворот к "Слову о полке Игореве" 1950 г. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Пушкин-лицеист. 1935 г. |
|
Иллюстрация к "Борису Годунову " А. С. Пушкина |
|
Михаил Кутузов из серии "Великие русские полководцы" 1945 г. |
|
|
|
| |
Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина, 1961 г. |
|
|
|
Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина, 1961 г. |
|
Просмотров: 1076 |
Добавил: ivan
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[
Регистрация |
Вход ]