Дюрер Альбрехт
(1471-1528) Dürer Albrecht
Дюрер
- крупнейший художник немецкого Возрождения. Он учился ювелирному
делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486-89 - живописи в
мастерской М. Вольгемута, восприняв принципы поздней готики; сильное
влияние на Дюрера оказали гравюры на меди М. Шонгауэра с их графической
тонкостью и реалистическими раннеренессансными элементами. Работы,
выполненные Дюрером в годы учебных странствий по верхнему Рейну
(1490-94), типичны для немецкого искусства 15 века, сочетавшего
черты поздней готики и Возрождения. В дальнейшем воздействие гуманистических
учений, подкреплённое посещением Италии (1494-95 и 1505-07) и Нидерландов
(1520-21), усилило стремление Дюрера к научно обоснованным методам
художественного познания мира. Он всё углублённее изучал натуру,
размышлял над проблемами природы искусства, законами красоты и гармонии,
разрабатывал учение о пропорциях. Многосторонность устремлений,
неутомимость исканий Дюрера проявились и в его картинах, акварелях,
рисунках, гравюрах, и в его теоретических трудах.
Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные
акварели Дюрера. ("Вид
Триента", "Домик у пруда"), где он стремился уловить цвета натуры
и связывающую их свето-воздушную среду. В дальнейшем в его живописи
укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной
логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению
пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных
цветов; опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том
числе колористические достижения венецианской школы. Дюрер не утратил
при этом необычайной зоркости наблюдений, огромной жизненной яркости
образов и выразительности деталей, идущей от традиций немецкой готики
напряжённой экспрессии. Универсальность дарования Дюрера особенно
полно выразилась в его рисунках (около 900) - точнейших аналитически-детальных
натурных штудиях, композиционных набросках и завершённых станковых
листах.
С
особой интенсивностью и упорством Дюрер работал в гравюре (около
350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди),
создав многие шедевры мировой графики. В серии гравюр на дереве
"Апокалипсис" (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей
общественным настроениям переломной эпохи. Здесь Дюрер воплотил
в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия,
всемирно-исторических перемен. В последующих циклах "Большие страсти"
(около 1497-1511), "Жизнь Марии" (около 1502-11) и "Малые страсти"
(1509-11) он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных
и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. В резцовых гравюрах
на меди проявилось тяготение Дюрера к ясности линии и объёма, к
богатству пластических форм и светотеневых переходов. Достигнув
изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных
около 1500-03, Дюрер пришёл в трёх так называемых "мастерских" гравюрах
1513-14 к своим высшим достижениям: "Всадник, смерть и дьявол" (1513)
- образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед
любыми искушениями; в "Меланхолии" (1514) воплощены внутренние конфликты
и беспокойство творческого духа человека; "Св. Иероним" (1514) явился
гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в
изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия
мирного уюта. В гравюре, как и в живописи и рисунке, Дюрер постоянно
возвращался к изображению обнажённой фигуры, изучению её пропорций,
следуя примеру итальянских художников Возрождения ("Адам и Ева",
гравюра на меди, 1504). Значительное место в гравюрах занимают мотивы
народного быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на
меди: "Три крестьянина", около 1497; "Пляшущие крестьяне", 1514).
Дюрер представлял собой новый для Германии ренессансный тип художника,
окончательно порвавшего со средневековой анонимностью творчества.
Он завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии
и за рубежом, дружил с виднейшими гуманистами, получал заказы от
императора, князей и богатых бюргеров.
Более подробная биография художника >>
"Четыре книги по человеческой пропорции" А.Дюрера >>
|