Золотое сечение при обрамлении картин в паспарту. Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему. a : b = b : c или с : b = b : а.
Геометрическое изображение золотой пропорции
Если отрезок C принять за 100 частей, то большая часть отрезка ( b) равна приблизительно 62, а меньшая (a) - 38 частям. Или приблизительно b=5/8 , а c= 3/8. Более подробно с теоретическими выкладками можно познакомиться на сайте. Мы не будем на этом останавливаться, а сразу приступим к практическому применению. Рис 1. На рис.1 показано, как оформляемая работа откадрирована под пропорции золотого сечения с соотношением сторон 5/8 и 3/8. Большая сторона (AB) фотографии является меньшим (A1C1) размером паспарту, который в свою очередь соотносится с шириной паспарту (A1B1) как 3/8 и 5/8. Размещение окна в паспарту для фотографии рассчитывается через математическую линию горизонта (она не обязательно совпадает с реальной на фотографии) E1F1, делящую высоту паспарту и фотографии на отрезки, длины которого соответствуют пропорциям золотого сечения
Рис 2 В результате совмещения EF c E1F1 мы получили позиционирование окна в паспарту. Аналогичным образом мы можем рассчитать наиболее подходящую ширину багета, исходя из соотношений верхней части ширины паспарту к ширине багета. (BG)/ (GK) =5/3. Также можно поступать, если оформляемая работа не имеет необходимых пропорций. В этом случае мы также сначала рассчитываем внешние размеры паспарту из максимального размера фотографии, а потом через линию горизонта позиционируем внутреннее окно. Рис 3 Нетрудно заметить, что при соотношении сторон оформляемой работы приближающихся к квадрату, верхняя и нижняя часть паспарту будут сильно уменьшаться. Очевидно, что при подобных пропорциях последовательно применять принцип Золотого сечения будет нельзя. Однако мы можем его использовать в локальных задачах, так как он действует везде. Надо только помнить, что этот принцип необходимо рассматривать во взаимодействии целого с частностью, а не вычленять как некий универсальный эталон. Рис 4. На примере Рис 4. мы использовали стандартный прием расчета ширины полей паспарту, применяемый во многих багетных мастерских 6/6/7 . При этом боковые и верхнее поля задаются одного размера по 6 см., а нижнее поле немного больше - 7 см. На самом деле подобные размеры вовсе не являются оптимальными, они появились исходя из стандартных размеров уголков паспарту, с которыми работают на приеме заказов, и на них и ориентируются при расчетах. Принцип «золотого сечения» здесь применяется для определения ширины рамы аналогично Рис 1-3. Мы можем утверждать, что согласно этих пропорций, соотношение рамы и паспарту достаточно гармонично, однако если рассматривать все в целом, вместе с размерами самой работы, то она чересчур широка, и подавляет оформляемую фотографию. Поэтому подобное решение мы находим неудовлетворительным. Рис 5. Однако, если по другому рассмотреть данные соотношения, где ширина поля равна 100 ед. а толщина рамы 3/8 от нее, то мы получаем рамку более тонкую, и вся наша композиция гармонизируется. (Рис 5) Однако и это не все! Можно использовать эти соотношения в сторону увеличения рамы. Тогда паспарту к раме будет соотноситься как 3/8 к 5/8 и мы получим вот такой результат, который еще больше концентрирует внимание на оформляемой работе и подчеркивает глубину пространства. Рис 6. Если мы сравним это оформление с вышеприведенными, то можем заметить следующие эффекты. В первом варианте (Рис 2) оптический центр практически полностью совпадает с границами оформляемой работы и сама рама находится на таком удалении от нее, что фактически не оказывает на никакого воздействия на восприятии фотографии. Все внимание полностью сконцентрировано на изображении. На Рис 3 за счет «придавливания» сверху и снизу возникает «панорамный» эффект, когда взгляд пытается представить продолжение композиции слева и справа, добавляя необходимую ширину. На Рис 4. внутреннее содержание подавлено. Взгляд бегает по раме и паспарту и с трудом фокусируется в центре. Рис 5. гармоничен, но рама участвует во внутренней композиции оформления, и поэтому должна быть точно подобрана по цветовому решению. Рис 6 тоже довлеет над работой, но своей массой и линиями углов все время сдвигает взгляд вовнутрь, дополнительно концентрируя внимание на изображении.
На данных примерах мы рассмотрели принцип Золотого сечения применительно к расчету полей паспарту и выборе толщины рамы. Вместе с тем эти пропорции присутствуют во многих элементах обрамления, в дизайне самого багета, а мы зачастую даже не можем объяснить, почему нам нравится одна форма и не нравится другая. Далее мы планируем более подробно рассмотреть форму багета в свете использования в нем принципа Золотого сечения. Айвар Пожарский. Санкт-Петербург. Май .2007 год. Использование данного материала без указания первоисточника не допускается.
|