Главная » 2008 Май 11 » Технология иконописи
18:15 Технология иконописи | |
Технология иконописи. Часть 1. 6 мая в Сербии празднуют "Джурджевдан", день святого Георгия.Для многих сербов - это семейный праздник, "Слава", в этом числе родители моей жены."Слава" переходит от мужчины к мужчине, из поколения в поколение.Но об этом в другой раз, когда наберется больше впечатлений... Мы с женой решили подарить родителям икону святого Георгия, вот такую. Написать копию.Заказали в монастыре доску и... в процессе написания иконы я снял все процессы на фотокамеру.Предлагаю познакомиться с технологией написания иконы. Для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить - залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт - левкас.Делается он из мела и клея.В России клей изготавливают из желатина, а в Сербии из заячего туткала (что это такое я не знаю до сих пор, возможно клей из заячих костей).Туткало выглядит как желатин, его так-же надо распустить в воде на водяной бане.Через некоторое время, после нагревания, получится клей, которым проклеивается вся доска, с предварительно процарапанной макетным ножом, лицевой поверхностью (для лучшего скрепления с паволокой, см. ниже). Вот как выглядит доска - а так выглядит паволока - такнь клеящаяся на поверхность доски - пока паволока не просохла, по периметру внутреннй части доски делаются прорези, чтобы не осталось воздуха и такнь приклеилась максимально плотно - после этого доске надо хорошенько просохнуть.В это время можно приготовит левкас.В готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел, емкость в которой делается левкас должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но не закипел. Левкас бывает разной консистенции, в Сербии делают жидкий и наносят его кистью (в России я левкасил мастехином, густым, желеобразным левкасом).Когда грунт станет теплым, можно начинать процесс - таким образом наносится не менее 10 слоев (в данном случае 14), с обязательной просушкой.Когда нанесно достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачисить наждачной бумагой до макисмально ровной и гладкой поверхности, чтобы можно было писать. Вот так она выглядит уже готовая к письму. Технология иконописи. Часть 2. На готовую доску надо нанести рисунок.В данном случае я копировал новогородскую икону, поэтому старался сделать рисунок максимально приближенным к оригиналу.Сначала я нарисовал на бумаге, а затем перенес рисунок на доску. Вот так он выглядел - Затем я усилил его черным цветом (темперой) и сделал графью.Графья - тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок, делается для того, чтобы при письме всегда читался рисунок (часто краски бывают кроющие, через которые не виден рисунок). Следующий этап - подготовка необходимых участков под позолоту.В данном случае позолоченными будут нимб и поле по периметру иконы.Зололчу я на мордан.Технология следующая - повехность полируется, на нее наносится щелак для того, чтобы не провалился левкас.Затем наносится желтая эмаль, чтобы дать золоту густоту и насыщенность.Сохнет эмаль сутки, после этого наносится прозрачный лак, а когда он высохнет(еще сутки), участки мажутся морданом, специальным составом, на который(через 12 часов)клеится сусальное золото.Вот так выглядят учаски иконы на которые впоследствии будет наноситься золото - а вот вся доска, готовая под позолоту - Желтая она потому, что я предварительно покрыл ее разок охрой, но лучше это делать потом, после позолоты. Теперь можно наносить сусальное золото.Оно продается в книжечках, чаще всего 8х8 см, по 20-25 листов. Наносится оно тонкой, специальной широкой кистью с длинными волосками.Сначала лист кладется на бархатную подушечку и режется отполированным ножом на необходимые куски, затем на него накладывается кисть, к котрой золото липнет и сразу переносится на доску.Делать это все приходится буквально затаив дыхание, т.к. золото очень тонкое и при любом вздохе летит куда захочет :).Вот как выглядит процесс - После того, как на все участки положено золото, они (участки) аккуратно, чтобы не содрать, полируются ваткой.После этого вызлолоченная поверхность покрывается тонким слоем прозрачного лака(защита).Вот так выглядит доска с позолоченными участками - а вот так, например, выглядела вызолоченная икона "Воскресение Христово" праздничного ряда иконостаса - Технология иконописи. Часть 3. Следующий этап - подготовка эмульсии и красок.В иконописи используются как натуральные, природные пигменты, так и темпера, которая продается в художественных салонах.Я пользуюсь и теми, и другими.Натуральные покупаю у геологов, работать с ними сложнне, но они дают иконе неповторимое свечение.Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией.Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца.Желток моется, надрезается и выливается в емкость.Затем к нему добавляется пиво, в пропоциях 1 желток - полскрлупы пива..Вот как это выглядит - Далее на матовом стекле курантом перетираются все пигменты.Стекло и курант я делаю сам.Стекло просто шкурится грубой наждачкой, а курант я делаю из маленького обрезка черенка лопаты, приклееннного суперклеем к предварительно обточенному бруску мрамора. На стекло сыпется немного пигмента, добавляется эмульсия и растирается до однообразной массы.Затем готовая краска аккуратно переливается в баночку из-под фотопленки. пигмент аури, используется для личного письма (написания ликов) - готовая краска - пигменты - Технология иконописи. Окончание. Когда все необходимые работы по подготовке доски к письму закончены, можно приступать непосредственно к написанию иконы.Начинать нужно с молитвы.Затем уже брать в руки кисть. Первый этап - роскрыш, т.е. раскрывание, раскладка всех цветов на доску, как основных, так и подложек(под некоторые цвета предварительно наносится цвет-подлоджка).Вот как выглядит раскрытая икона - Затем прописывается все остальное - горки, конь, змей и т.д. - Когда все написано, можно приступать к написанию личного - ликов, рук, ног. Так выглядит икона на этой стадии рядом с оригиналом на мониторе - теперь остается обвести рамку и сделать надписи и икона почти готова - Последний этап - покрытие иконы защитным слоем.В старину и сейчас многие используют олифу, но от нее икона приобретает желтовато-коричневый оттенок, к тому же олифа может лечь пятнами.Поэтому некоторые иконописцы используют копаловый лак из натуральных смол.Я тоже покрываю иконы этим лаком.Лак в небольшом количестве выливается прямо на икону и затем рукой аккуратно растирается по всей поверхности.Когда он впитается, убираются излишки и икона фикается (название от характерного звука "фик"), т.е. рукой выравнивается тонкий слой лака и убираются возможные соринки, ну и создается матовый оттенок. Икона готова, можно освящать - размер иконы 24 х 34 см С праздником! | |
Просмотров: 4879 | |
Всего комментариев: 0 | |