Фрида
КалоБиография и картины Фриды
КалоФрида Кало родилась в Мехико в 1907. Она
третья дочь Гулермо и Матильды Кало. Отец - фотограф, по происхождению
- еврей, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке. Фрида
Кало в 6 лет заболела полиомелитом, после чего осталась хромота. "Фрида
— деревянная нога" — жестоко дразнили ее сверстники. А она наперекор
всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом.
На ногу натягивала по 3–4 чулка, чтобы выглядела, как здоровая.
Физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества — длинные
национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахака и которые
так нравились Диего. Впервые Фрида появилась в таком платье на их
свадьбе, одолжив его у служанки. ...Автокатастрофа произошла
дождливым вечером 17 сентября 1925 года. Автомобиль, в котором Фрида
ехала со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. Удар был таким
сильным, что парня вышвырнуло из машины. Но он легко отделался — лишь
контузией. А Фрида... Сломанный железный прут токосъемника трамвая
воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех
местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра, нога. Врачи не
могли поручиться за ее жизнь. Фриде Калон было 18 лет. И она
победила. Начались мучительные месяцы неподвижного
бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски.
Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под
балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть
себя. Она начала с автопортретов. "Я пишу себя, потому что много
времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую
знаю лучше всего". В 22 года Фрида Кало поступает в самый
пристижный институт Мексики (национальную подготовительную школу). На
1000 студентов взяли только 35 девушек. Там Фрида Кало встречает
будующего мужа Диего Риверу, только вернувшегося домой из
Франции. В день свадьбы Диего показал свой взрывной
нрав. 42-летний новобрачный немного перебрал текилы и стал палить из
пистолета в воздух. Увещевания только распаляли разгулявшегося
художника. Случился первый семейный скандал. 22-летняя супруга ушла к
родителям. Проспавшись, Диего просил прощения и был прощен. Молодожены
переехали в свою первую квартиру, а потом — в ставший знаменитым
"голубой дом" на улице Лондрес в Койаокане, самом "богемном" районе
Мехико, где они прожили много лет. Их семейная жизнь бурлила
страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их
связывали отношения, по словам одного из друзей, "страстные, одержимые
и порой мучительные". В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее
младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто,
понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел.
Удар для Фриды был жестоким. Гордячка, она своей болью не желала
делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Получилась картина,
быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело
иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом
тот, кто нанес эти раны. "Всего-то несколько царапин!" — назвала
полотно ироничная Фрида. После измены Диего она решила, что тоже имеет
право на любовные увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя себе
вольности, он был нетерпим к изменам Фриды. Знаменитый художник был
болезненно ревнив. Однажды, застав жену с американским скульптором
Исамой Ногучи, Диего выхватил пистолет. К счастью, не выстрелил.
Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким.
Мексиканская художница восхищалась "трибуном русской революции", тяжело
переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего
Ривере он нашел в Мехико приют. В январе 1937 года Лев Троцкий
и его жена Наталья Седова сошли на берег в мексиканском порту Тампико.
Их встречала Фрида — Диего лежал тогда в госпитале. Художница привезла
изгнанников в свой "голубой дом", где они нашли наконец тишину и покой.
Яркая, интересная, обаятельная Фрида (после нескольких минут общения ее
болезненных увечий уже никто не замечал) мгновенно пленила гостей.
Почти 60-летний революционер увлекся, как мальчишка. Он всячески
пытался выразить свою нежность. То будто невзначай притрагивался к
руке, то тайком касался под столом ее колена. Строчил пылкие записки и,
вложив их в книгу, передавал прямо на глазах своей жены и Риверы.
Наталья Седова о любовной авантюре догадывалась, а Диего, говорят, так
никогда и не узнал о ней. "Я очень устала от старика", — якобы обронила
однажды Фрида в кругу близких друзей и оборвала недолгий
роман. Есть и другая версия этой истории. Молоденькая
троцкистка будто бы не устояла перед напором трибуна революции. Их
тайное свидание состоялось в загородном поместье Сан-Мигель Регла, в
130 километрах от Мехико. Однако Седова зорко следила за мужем:
интрижка была задушена на корню. Вымаливая у жены прощение, Троцкий
назвал себя "ее старой верной собакой". После этого изгнанники покинули
"голубой дом". Но это слухи. Никаких свидетельств этой
романтической связи нет.
Автопортрет Self-Portrait,
1926 | Госпиталь Генри Форда Henry Ford
Hospital, 1932 | A Few Small Nips, 1935
| Портрет Диего Ривера Portrait of Diego
Rivera,1937 | Автопортрет(Посвящён Льву
Троцкому) Self-Portrait (Dedicated to Leon Trotsky),
1937 | Фрукты Земли Fruits of the Earth,
1938 | Автопортрет с обезьянкой Self-Portrait
with Monkey, 1938 | Что мне дала вода What the Water Gave
Me, 1938 | Две Фриды The Two Fridas, 1939
| Автопортрет Self-Portrait,
1940 | Автопортрет (II) Self-Portrait (II),
1940 | Корни Roots,
1943 | Автопортрет (Диего в
мыслях) Self-Portrait as a Tehuana (Diego on My Mind),
1943 | Портрет Portrait of Dona Rosita
Morillo, 1944 | Маленькая лань The Little Deer, 1946
| Дерево надежды Tree of Hope,
1946 | Автопортрет с распущенными
волосами Self-Portrait with Loose Hair,
1947 | Дружеские объятия вселенной, Я и Синьйор
Холотл The Love Embrace of the Universe, the Earth (Mexico),
Me, and Senor Xolotl,
1949 |
Больше
всего в жизни Фрида любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к
ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, он
искрилась юмором, могла хохотать до изнеможения, подшучивать над собой,
развлекаться и от души кутить. И только взяв кисть, позволяла себе
думать о неизбежном. Она мечтала о ребенке, но страшная травма не
позволила ей иметь детей. Три беременности — а это был настоящий подвиг
в ее положении — закончились трагично. И тогда она стала рисовать
детей. Чаще всего — мертвых. Хотя большинство ее картин, натюрмортов,
пейзажей пронизаны солнцем и светом. Фрида была коммунисткой.
Она вступила в мексиканскую компартию в 1928 году, но через год вышла
из нее вслед за исключенным Диего Риверой. А через десять лет, верная
своим идейным убеждениям, снова вступила в компартию. В ее доме на
книжных полках стоят потрепанные, зачитанные до дыр тома Маркса,
Ленина, работы Сталина, рядом — Зиновьев, изданный в 1943 году в
Мехико, тут же — публицистика Гроссмана, посвященная Великой
Отечественной войне, и совершенно неожиданная "Генетика в СССР". В
спальне, в изголовье кровати, висят большие портреты основоположников
марксизма-ленинизма и самых даровитых их последователей. В частности,
Мао Цзедуна в красивой деревянной раме. увеличенная фотография, тоже в
раме: Ленин выступает с трибуны на Красной площади перед уходящими на
фронт красноармейцами. Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником, на
холсте незаконченный портрет Сталина. Вождь изображен суровым, с
нахмуренными бровями, в белом парадном кителе, с одним золотистым
маршальским погоном. Второй погон Фрида нарисовать не
успела... Поврежденный позвоночник постоянно
напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в
госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году
ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на
больничной койке. Теперь она может передвигаться только в инвалидной
коляске. Через два года — новая трагедия: ей ампутируют до колена
правую ногу. И как утешение — в том же, 1953, году проходит первая
персональная выставка Фриды Кало. Она счастлива. Она, как всегда,
смеется. И чуточку подтрунивает над собой. Вот, мол, какая я
знаменитость. Не хуже Риверы... А дома в крохотной
спальне (ее трепетно берегут хранители "голубого дома") на потолке
порхают большие яркие нарисованные бабочки — глядя на них, Фрида
успокаивается, боли утихают, и она засыпает. Чтобы проснувшись, снова
взяться за кисть. Ни на одном автопортрете Фрида не
улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть
заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идея ее
картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с
Фридой. Символика художницы, говорят искусствоведы, опирается на
национальные традиции, тесно связана с индейской мифологией
доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины.
Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего и Фрида
собирали всю жизнь, находится сейчас в саду "голубого дома". Каменные
идолы, такие же каменные животные схоронились под пальмами и кактусами.
Тут и там выглядывают индейские маски. Здесь есть даже — редкость для
иного этнографического музея — каменная плита с кольцом для игры в мяч
— древняя и совсем небезобидная забава мексиканских индейцев: ведь
капитан проигравшей команды приносился в жертву
богам. Фрида Кало умерла от воспаления легких, через
неделю после того, как отметила свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954
года. На следующий день близкие собрали ее любимые украшения, в том
числе старинное, еще доколумбовых времен, ожерелье, дешевенькие простые
вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила, и положили все
это в серый гроб, установленный в "Бельяс Артес" — Дворце изящных
искусств. Гроб накрыли черным покрывалом, который спускался до самого
пола, усыпанного красными розами. Одноклассник Фриды Кало— Артуро
Гарсиа Бустос, как и она, увлеченный революционными идеями, принес
красное знамя с серпом и молотом в центре белой звезды и положил его на
гроб. Возник скандал, который быстро замяли, убрав знамя. Рядом с Диего
Риверой стояли бывший президент Мексики Ласаро Карденас, известные
художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль
Вильясеньор. При
подготовке материалов использованы следующие
источники: - Статья Александра
Трушина, опубликованная на сайте
http://www.explan.ru
- Англоязычный
сайт http://www.artchive.com
|