Главная » 2008 » Сентябрь » 27 » Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964)
23:34
Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964)
Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964)

Фотография В.Фаворского за работойРодоначальником московской школы графиков можно считать Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964), признанного классика книжной иллюстрации. В гравюрах В.А. Фаворского к стихам С. Я. Маршака, рассказам Л. Н. Толстого, "Слову о полку Игореве", к книге Н. Кончаловской "Наша древняя столица" и другим произведениям отражены его основные художественные принципы. Творчество В.А Фаворского было связано с историческим опытом мировой художественной культуры, с эпохами расцвета графического и книжного искусства. Древний язык гравaюры на дереве зазвучал в работах мастера свежо и оригинально.

В. А. Фаворский разработал систему приемов для передачи действия, длящегося во времени:
- совмещение в пределах одной композиции изображений событий, совершающихся в разное время и в разных пространственных планах;
- многофигурные иллюстрации, где действие-завязка и действие-развязка изображались за пределами основной композиции в виде своеобразного обрамления;
- принцип "повествовательных" серий: начало действия в заставке - узловые моменты в страничных и разворотных иллюстрациях - маленькие иллюстрации прямо напротив соответствующего текста - завершение действия в концовке.
Событие, длящееся во времени, может быть изображено по-разному: реалистично и метафорично (с применением символики и аллегории).

О своем творческом методе В.А Фаворский убедительно рассказал на примере умозрительного иллюстрирования двух пушкинских произведений - "Сказка о рыбаке и рыбке" и "Евгения Онегина". Обращаясь к творческому прочтению литературного произведения, художник стремился определить, чьими глазами увиден тот мир, в котором живут и действуют герои, с точки зрения каждого попробовать посмотреть на все то, что изобразил в словесных образах писатель.

Создавая орнаментальную систему убранства конкретной книги, В.А Фаворский стремился выявить архитектонику построения литературного произведения (деление на части, главы и др.). Для этого он применял орнаментальные мотивы. Орнамент, его расположение, его стилистические особенности используются для того, чтобы ввести читателя в стиль эпохи, которой посвящено данное произведение, или усилить эмоциональное восприятие художественного слова.

В.А Фаворский считал, что, как и архитектурные формы или формы прикладного искусства, книжный орнамент является одним из активных выразителей стиля.

Статья по материалам Томской областной детско-юношеской библиотеки.

 
 
Иллюстрация к рассказу Л. Толстого "Акула" 1929 г.
Фронтиспис к 3-му действию трагедии А. Глобы "Фамарь" 1923 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
Большая битва с половцами. Страничный разворот к "Слову о полке Игореве" 1950 г.
 
 
 
 
Пушкин-лицеист. 1935 г.
Иллюстрация к "Борису Годунову " А. С. Пушкина
Михаил Кутузов из серии "Великие русские полководцы" 1945 г.
 
 
Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина, 1961 г.
 
Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина, 1961 г.
Просмотров: 1702 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]