Энгр Жан Огюст Доминик (1780-1867) Ingres Jean-Auguste-Dominique
Французский
живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. Родился в
Монтабане 29 августа 1780. В 1791 поступил в Тулузскую Академию, был
учеником Г.Ж.Рока и Вигана, сотрудничал с Ж.Брианом. Занимался музыкой,
подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. В
1797 приехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида, а спустя
два года был принят в Школу изящных искусств. В 1801 был награжден
Большой (Первой) Римской премией за картину Послы Агамемнона у Ахилла
(однако так и не смог получить деньги от французского казначейства,
которое взамен выделило ему студию и скромное содержание). В дальнейшем
выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили
негативную оценку критиков. Многие поступки Энгра объяснялись его
повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 он переехал
в Рим, где вскоре получил студию. В этот период Энгр, зарабатывая
на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из
них хранится в музее Энгра в Монтабане). В 1808 Энгр создал картины
Купальщица Вальписон (Лувр), Эдип и Сфинкс, в 1811 – Фетида, умоляющая
Зевса (Монтабан, музей), в 1814 – Дон Педро Толедский (полное название
– Дон Педро Толедский, испанский посол, целующий шпагу Генриха IV).
В 1819 выставил в Салоне полотна Большая одалиска (1814, Лувр), Филипп
V награждает маршала Бервика Золотой цепью (1818, Мадрид); Роже, освобождающий
Анжелику (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики
и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию.
Первый и шумный успех Энгр завоевал, выставив в Салоне картину Обет Людовика
XIII, после чего переехал в Париж, получил из рук Карла X орден Почетного легиона.
В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную
мастерскую (1825). В 1833 выставил в Салоне Портрет г-на Бертена (Лувр). В 1834,
после того как осталась незамеченной его картина Св. Симфорион, идущий на казнь,
которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост
директора французской Академии в Риме, однако в 1841 возвратился в Париж (полотна
этого периода – Одалиска и рабыня, Кембридж, музей Фогг; Антиох и Стратоника,
Шантильи, музей Конде; Портрет герцога Орлеанского, собственность семьи Орлеанских).
В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога
де Люин (1841–1847, Железный век и Золотой век, обе не были закончены в связи
со смертью жены художника).
В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была
заказана картина Мадонна с остией (Москва, музей им. Пушкина), по сторонам мадонны
стоят святые Николай и Александр. В России полотно сочли латинским по духу,
после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми
(1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной
ангелов (1854, Лувр). Для творчества Энгра вообще характерны реплики ряда его
известных картин, часто незначительно отличающиеся друг от друга.
В 1853 художник выполнил плафон Триумф Наполеона I для городского замка (разрушен
в 1871, в дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы на Всемирной
выставке в Париже. В 1862 получил звание пожизненного сенатора.
Умер Энгр в Париже 14 января 1867.
|