Утамаро Китагава (1753–1806) Utamaro Kitagawa
Китагава
Утамаро выдающийся японский художник, во многом определивший черты
японской классической гравюры периода ее расцвета в конце ХVIII в. Его
настоящее имя — Нобуёси, а Утамаро — псевдоним, который художник стал
использовать с 1781 г.
После смерти отца Утамаро переехал из провинции Мусаси в Эдо. Здесь
он поступил в студию Торияма Сэкиэн — художника школы Кано — и
оставался там в течение семи лет.
В 1775 г. происходит его знакомство с издателем Цутая Дзюдзабуро,
оказавшим огромное влияние на его творчество. Многие его прекрасные
альбомы, иллюстрированные книги, серии станковых гравюр появились в
результате длительного сотрудничества с Цутая. Из современников
наибольшее влияние на Утамаро оказал Тории Киёнага.
Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал
пейзажи, изображения фауны и флоры (альбомы гравюр "Книга о насекомых",
1788, и др.), однако прославился произведениями, посвященными гейшам
квартала Иосивара (альбом гравюр "Ежегодник зелёных домов Йосивара",
1804). Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности
бумаги. Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и
слюдяную краску в печати. в ряде случаев использовал в женских
портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии).
Утамаро достигал особой тонкости в передаче душевных состояний.
В 1804 г. за изображение героя японской истории Тоётоми Хидэёси в
неподобающем виде Утамаро попадает в тюрьму. Арест нанес ему
психологическую травму. Он до конца дней так и не смог оправиться от
перенесенных потрясений, и поздний период его творчества окрашен в
трагические тона. Вскоре после освобождения из-под стражи Утамаро
скончался.
Изысканно-поэтическое творчество Утамаро сыграло важную роль в
пробуждении у европейцев конца 19 в. интереса к японской гравюре.
"Большая Российская энциклопедия" и проект "Япония сегодня".
|