Рембрандт Хармес ван Рейн (1606-1669) Rembrandt Harmenszoon van Rijn
Родился в Лейдене, в семье зажиточного владельца мельницей. Учился в
латинской школе, окончил Лейденский университет. 1625-1632 - Лейденский
период творчества Рембранта. Это время становления художника,
наибольшего увлечения Караваджо. Это период первого обращения к офорту.
В 1632 г. Рембрант уезжает в Амстердам, центр художественной культуры
Голландии. В 1634 г. художник женится на Саскии ван Эйленборх - и
попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его
жизни. Он становится знаменитым и модным художником. Работы этого
периода пронизаны откровенной радостью жизни, ликованием. Светотеневая
моделировка становится одним из главных выразительных средств в
рембрантовской живописи. Язык барокко наиболее близок выражению этого
приподнятого настроения.
40-50-е годы - пора творческой зрелости Рембранта. Изменилась не только
внешняя жизнь Рембранта, изменился он сам. В 1642 году умирает Саския,
происходит разрыв с патрицианскими кругами. Ночной дозор (1642,
Амстердам) - вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею
мастера - Рембрант отошел от привычной композиции группового портрета -
изображения пирушки, во время которой происходит представление каждого
из портретируемых. Он расширил рамки жанра, представив скорее
историческую картину. Групповой портрет под кистью Рембранта перерос в
героический образ эпохи и общества. Середина XVII века - это время
сложения его творческой системы, из которой многое уйдет в прошлое, и
будут обретены иные, неоценимые качества. Он часто обращается к прежним
произведениям (Даная 1636 г.). В этой картине он как бы вступает в
полемику с мастерами Возрождения обнаженную фигуру Данаи, далекую от
классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической
непосредственностью. Изменилась и манера письма. Огромную роль играет
свет - световой поток как бы окутывает фигуру Данаи, она вся светится
любовью и счастьем.
В
период творческой зрелости, наполненной для Рембранта тяжкими
жизненными испытаниями, он все чаще обращается к жанру портрета,
изображая наиболее близких людей (вторую жену Хендрикье Стоффельс, 1656
г., сына Титуса, 1657). Возможно, лучший из портретов Рембранта -
Портрет Яна Сикса (1654).
У Рембранта в его портретах
духовное и чувственное начала воссоединяются в просветленной
человечности. Рембрант сосредоточивает внимание на лице и руках,
выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика
лица отражает сложное движение мыслей и чувств.
В 1656 году Рембрант был объявлен несостоятельным должником, все его
имущество было продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал
Амстердама. В эти годы его поддержали верная Хендрикье и Титус, который
начал торговать произведениями искусства. Мир мыслей и переживаний
Рембранта в эту тяжелую пору раскрывается в портретах. Рембрант умел
создавать портрет-биографию. Наибольшей тонкости характеристик он
достиг в автопортретах. Автопортретов дошло до нас около ста. Рисунков
Рембрант оставил более двух тысяч.
Эпилогом
творчества Рембранта можно считать картину Возвращение блудного сына
(1668-1669 гг.). Эта картина - его главный шедевр, где с большой
полнотой проявилась эпическая высота и живописное мастерство художника.
Сюжет привлекал Рембранта давно. Им было сделано много офортов и
рисунков. В этой группе - в фигуре упавшего на колени сына и
возложившего руки на его голову старца - предельная напряженность
чувств, душевное потрясение. В последнее десятилетие жизни кисть
Рембранта творила чудеса. Но самое сильное, самое неповторимое
рембрантовское из средств его живописи - светотень. Эта теневая среда,
воздушная, пронизанная какими-то блуждающими огнями, отблесками,
производит впечатление не только пространственной глубины, но как будто
бы и глубины времени.
В старости Рембранта преследовали утраты - в 1663 году умерла Хендрикье Стоффельс, в 1668 г. умер двадцатисемилетний Титус.
Умер Рембрант в 1669 году практически забытый всеми и в сильной нужде. Место его захоронения точно неизвестно.
Более подробная биография художника: Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта" >>
|