Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746 - 1828) Francisco de Goya
Сын
мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в
Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Ок. 1769 отправился в Италию. В 1771,
получив вторую премию пармской Академии Художеств за картину на тему из
античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях
позднего итальянского барокко.
Около 1773 Г. обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Ф.
Байеу, в 1776-80 и 1786-91 выполнил для королевской шпалерной
мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для
ковров. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены
повседневной жизни и праздничных народных развлечений.
С начала 1780-х гг. Гойя получает известность и как портретист.
Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа
Флоридабланка, 1782-83) уступает затем место интимности, не исключающей
подчас лёгкой иронии по отношению к модели ("Семья герцога Осуна",
1787). В эти годы Гойя постепенно переходит к тонко разработанной, не
яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно
растворяясь в дымке.
В
1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 -
директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным
живописцем, с 1799 первый живописец короля. Жизнеутверждение в
творчестве Гойи сменяется глубокой неудовлетворённостью с началом
1790-х гг., когда Карл IV в страхе перед событиями Великой французской
революции стал на путь реакции. В его живописи всё чаще царит подвижный
ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь
тьму, то ненадолго разгоняют её.
Особенно привлекает Гойя графика: стремительность перового рисунка,
царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. В
искусстве Гойи появляется яростная сила сопротивления гнёту
действительности. В это время (осень 1792 - зима 1793) тяжёлая болезнь
приводит художника к глухоте.
В
1790-х - начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное
творчество Гойи. В нём остро звучат и чувство одиночества, уязвимости
человека в тревожном мире, и мужественное противостояние, вызов
окружающему. Программно-заострённым воплощением настроений Гойи явилась
первая большая серия офортов "Капричос", в которой в
гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство
моральных, политических и духовных основ испанского "старого порядка".
Гойя первым из художников противополагает безличному классицистическому
рационализму страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт
воображения.
Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в
трагическую эпоху жизни Испании явились офорты "Бедствия войны",
исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против
наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808-14).
Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда
VII и жестокой реакции. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойи, он
жил в одиночестве в загородном доме ("Кинта дель Сордо", т.е. "Дом
Глухого"), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в
Прадо). Здесь воплотились созвучные "Капричос" идеи противостояния
прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени ("Сатурн") и
освободительной энергии юности ("Юдифь").
Ещё
сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов "Диспаратес"
("Пословицы"). Но и в самых мрачных видениях Гойи давящая тьма не может
остановить движение, которое для него самое мощное проявление развития
жизни. Движение становится ритмичным лейтмотивом в серии офортов
"Тавромахия", в алтарной картине "Моление о чаше" и в знаменитых
"Кузнецах". Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в
картинах "Водоноска" и "Махи на балконе". Человечность и мудрость Гойи
находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815), портретах Т.
Переса, П. де Молина.
Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. В добровольном
изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую
тогда технику литографии (серия "Бордоские быки", 1826).
К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.
Большая советская энциклопедия
|
|
|
| |
Gumersinda Goicoechea |
|
Серия "Капричос" |
|
Серия "Капричос" |
|
|
|
|
|
Серия "Капричос" |
|
Серия "Капричос" |
|
Я еще учусь |
|
|
|
| |
Серия "Капричос". Сон разума рождает чудовищ |
|
Серия "Капричос". Уже ничего нельзя было сделать |
|
Серия "Капричос". Эскиз |
|
|
|
|
|
Герцогиня Альба |
|
Пара |
|
Девушка слушающая гитару |
|
|
|
|
|
Серия "Капричос". И до смерти... |
|
Переносит |
|
Серия "Капричос" |
|
|
|
|
|
Серия "Бедствия войны" |
|
Старик на качелях. Рисунок |
|
Серия "Бедствия войны" |
|
|
|
|
|
Обнаженная с зеркалом |
|
Серия "Диспаратес" |
|
Серия "Капричос". Автопортрет |
|