Бакст Лев Самойлович (1866–1924)
Бакст
Лев Самойлович (настоящая фамилия - Розенберг Лейб-Хаим Израилевич)
(1866–1924), русский художник и сценограф. Родился в Гродно 27 апреля
(9 мая) 1866 в семье раввина. В 1883 поступил по совету
М.М.Антокольского вольнослушателем в петербургскую Академию художеств,
где учился до 1887. С 1889 подписывал свои работы «Бакст» (от Бакстер –
фамилия бабки по материнской линии). В 1890 продолжил учебу у Альберта
Николаевича Бенуа, попутно познакомившись с его братом Александром.
Путешествовал по ряду стран Европы (1891), в 1893–1899 брал уроки в
частных академиях Парижа. Стал одним из основателей общества «Мир
искусства» (1898).
Именно графические работы для журнала «Мир искусства» принесли Баксту
широкую известность. Бакст внес волнистую линию модерна и почти
восточное пристрастие к плоскостному рисунку и ярким краскам в мир
садов, архитектурных перспектив и развевающихся драпировок, излюбленный
художниками, близких «Миру искусства».
Художник продолжал заниматься и станковой живописью, исполнив множество
графических и живописных портретов известных писателей и художников —
Ф. Малявина (1899), В. Розанова (1901), Андрея Белого (1905), З.
Гиппиус (1906) и др.
По необходимости содержать семью, — овдовевшую мать и малолетних
братьев и сестер, Бакст стал учителем рисования детей великого князя
Владимира, а в 1902 г. получил от царя заказ — изобразить «Встречу
русских моряков» в Париже.
Период с 1893 по 1899 г. провел в Париже, при этом часто наезжая в Петербург.
В 1898 году Бакст выставляется на первой выставке русских и финляндских
художников, устроенной С. Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное
и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках
«Secession» в Мюнхене, до 1910 года — в выставках «Союза русских
художников», а также различных художественных выставках в Праге,
Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.
В годы первой русской революции сотрудничал с сатирическими журналами
«Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон», затем оформлял журналы «Золотое
руно» и «Аполлон». Занимался книжной графикой и декоративным
искусством, оформляя интерьеры и выставки.
К концу 1900-х г.г. Бакст ограничил себя работой в театре, благодаря
которой и вошел и вошел в историю как выдающийся театральный художник.
Дебютировал в театре он еще в 1902 г. Позднее художник делал
театральные костюмы для артистов (например, для Анны Павловой).
Бакст стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С.
Дягилева» и создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как
«Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911),
«Дафнис и Хлоя» (1912) и др., поражавшие зрителей своей фантазией,
сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми
сочетаниями красок.
Все эти годы Бакст проживал в Европе, что было вызвано необходимостью
находиться возле балетной труппы, а также тем, что, как еврей, он не
имел вида на жительство в Петербурге.
В 1914 г. Бакст был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств.
Нараставшее напряжение в отношениях Бакста и Дягилева привели к тому, что в 1918 г. художник был вынужден покинуть труппу.
Умер 27 декабря 1924 г. в Париже от отека легких.
|
|
|
|
|
Эскиз костюма танцовщицы |
|
Актер в роли Фавна. Эскиз костюма |
|
Эскиз костюма танцовщицы |
|
|
|
| |
Эскиз костюма Куклы |
|
Эскиз костюма |
|
Эскиз костюма танцовщицы |
|
|
|
| |
Эскиз костюмов |
|
Эскиз костюма почтальона |
|
Эскиз костюма денди |
|
|
|
| |
Эскиз костюмов гречанок |
|
Эскиз костюма Дианы |
|
Эскиз костюма Вестника |
|
|
|
| |
Портрет А.Белого |
|
Эскиз костюма |
|
Эскиз костюма |
|