Куприн Александр Васильевич
(1880-1960)
Русский живописец, график, представитель авангарда.
Родился
в семье учителя в г. Борисоглебске Тамбовской губернии. Попытка
поступить в Петербургскую Академию художеств окончилась провалом, и
Куприн уехал в Москву. Куприн учился в студии Л. Е.
Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1902-04), в студии К. Ф. Юона в
Москве (1904-06),с 1906 г. в Училище живописи, ваяния и зодчества.
В
1910 г.он стал одним из основателей общества "Бубновый валет",
объединившего в свои ряды представителей русского авангарда. Этот
период творчества художника отмечен влиянием П. Пикассо и эстетики
аналитического кубизма. Плоским контуром в виде ярких цветовых пятен и
схематичностью изображения он пытается не нарисовать, а выразить
внутреннюю сущность предметов. Декоративный стиль и искусственные
муляжи, используемые в виде натуры, усиливают эффект условности.
Увлечение кубизмом прошло, а с ним изменилась и стилистика
художественного языка. Он разделил и общее увлечение Сезанном, но в его
трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность,
формы - колючесть, цвет - контрастность и напряженность.
В 1917 г.
Куприн примкнул к группе "Мир искусства", придерживающейся более
традиционных взглядов на живопись. В картинах 1920-х гг. отчетливо
виден интерес к реальной жизни. Его композиции заполнены светом и
движением, художник обращается к жанру пейзажа. В 1920-22 гг. он
преподавал в художественных мастерских в Нижнем Новгороде, где создал
великолепные работы с волжскими видами.
Он
чистый сезаннист, среди своих друзей самый нервный и драматичный; но
его натюрморты сохраняли мощь цветового и пластического строя и тогда,
когда бывшие "валеты", приглушая свой природный темперамент,
переименовывались в "Московских живописцев" (1925) и в Общество
московских художников (1928).
Менее непосредственный, чем
большинство его товарищей, он использует в постановках
культурно-значимые предметы - скульптуру, трубки, лошадиный череп;
вообще, он предпочитает искусственную, неизменную натуру, и живые цветы
во множестве появляются в его натюрмортах лишь к 1930-м гг. Зато
природа, живая и изменчивая, осязаемая и полная движения, предстает в
его крымских пейзажах, созданных в 1930-50-е гг. ("Тополя",
"Беасальская долина","Пейзаж с луной" и др.). Тонально сближенный их
колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. И даже в серии
индустриальных видов металлургических заводов и нефтяных промыслов
художник не теряет культуры цельного видения. Помимо творческой работы,
Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. - во
Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах
(до 1952 г.). С 1954 г. - член-корреспондент АХ.
ifoldernarod.ruletitbit