Сказка о мёртвой царевне
Биографические
сведения о Борисе Васильевиче Зворыкине, избегавшем излишней
публичности, весьма скудны. Известно, что художник родился 1 (13)
октября 1872 года в Москве в купеческой семье. В 1892–1893 годах он
учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позже,
возможно, посещал занятия в С.-Петербургской Академии художеств, что,
впрочем, нам не удалось подтвердить документально.
Сказка о золотом петушке
Еще
в юности, подобно Билибину, он увлекся «русской темой», наиболее
гармоничное художественное воплощение которой тогда было во многом
связано с творчеством Елены Поленовой, Виктора Васнецова и Сергея
Малютина — первых отечественных художников, которые сумели отступить от
примитивного передвижнического натурализма в трактовке национальных
исторических и фольклорных сюжетов. Любовь к русской старине — истории,
легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и
деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной
миниатюре — стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась
творческая судьба Зворыкина.
Борис Годунов
В
марте 1915 года Зворыкин, наряду с другими известными художниками (в их
числе были Иван Билибин, Виктор Васнецов, Константин Маковский, Михаил
Нестеров и Николай Рерих), а также архитекторами, искусствоведами,
литераторами, государственными, общественными и церковными деятелями,
стал учредителем «Общества возрождения художественной Руси» —
организации, которая ставила целью «распространение в русском народе
широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его
проявлениях и дальнейшее преемственное его развитие в применении к
современным условиям». Намеченную обширную программу этого общества,
насчитывавшего к началу 1917 года почти триста членов, не удалось
осуществить из-за революции — его последнее общее собрание состоялось
за неделю до отречения императора Николая II.
Сказка о рыбаке и рыбке
В
1921 году Зворыкин через Крым покинул Россию. Проведя несколько месяцев
в Константинополе, он оказался в Египте, где, к слову сказать, уже два
года жил Билибин. В том же году художник попал во Францию и поселился в
Париже, который постепенно превращался в столицу русской политической,
экономической и культурной эмиграции.
Адаптация художника в чужой
стране, как известно, зависит, прежде всего, от успехов на
художественном рынке, где господствуют эстетические пристрастия и вкусы
местного общества. Сохраняя в чужой культурной среде преданность
национальным мотивам, родному кругу сюжетов и образов, он рискует
оказаться в положении маргинала, способного увлечь своим искусством
лишь редких любителей «этнографической экзотики». Однако в этом
отношении Борису Зворыкину относительно повезло, и ему не пришлось
отступиться от излюбленной тематики и эстетических идеалов.
Сказка о царе Салтане
После
революции 1917 года Россию покинули многие деятели литературы и
искусства, музыки и театра. И, куда бы ни заносили художников жизненные
обстоятельства, всюду они стремились хотя бы в скромных размерах
воссоздать свою «Малую Россию», вновь и вновь возвращаясь к утраченным
ценностям ее духовного мира. Творчество каждого эмигранта несло в себе
отпечаток русской художественной школы, становление которой было
прервано революцией. Приходит время воздать должное и художнику Борису
Зворыкину, стремившемуся запечатлеть в своих работах ускользающий образ
старой России — страны, которая при его жизни с неистовой
последовательностью отказывалась от своего исторического прошлого.
21 иллюстрация в большом разрешении - 14,5МБ