Тьеполо
(Tiepolo) Джованни Баттиста (5.3.1696, Венеция, - 27.3.1770, Мадрид),
итальянский живописец, рисовальщик и гравёр. Крупнейший представитель
венецианской школы 18 в. Учился в Венеции у Г. Ладзарини, испытал
влияние П. Веронезе и Дж. Б. Пьяцетты. Работал главным образом в
Венеции, а также в Милане (1731-32, 1737, 1740), Вюрцбурге (1750-1753),
Мадриде (1762-70), Для ранних работ Т. (1716-34) характерны беспокойные
формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются
присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для
дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Ленинград, и
др. собрания).
В
1735-50 произведения Т. обретают свободу и экспрессивность, колорит
светлеет и обогащается тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей
Джезуати, 1737-39, и Скальци, 1743-44). В 1750-60-х гг. Т. пользуется
широкой славой, много работает для иностранных дворов, избирается
президентом венецианской АХ (1756-58). В этот период им исполнены
лучшие фресковые циклы (в архиепископской резиденции в Вюрцбурге,
1750-53, палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, на вилле Вальмарана близ
Виченцы, 1757, в палаццо Редзонико в Венеции, 1758), отличающиеся
праздничной пышностью, сияющим колоритом, составленным из нежных
серебристых, красноватых, золотисто-жёлтых, жемчужно-серых, коричневых
и синих оттенков.
К
1740-50-м гг. относятся важнейшие станковые произведения Т., поражающие
яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники ("Триумф
Амфитриты", около 1740, Картинная галерея, Дрезден; "Поклонение
волхвов", 1753, Старая пинакотека, Мюнхен). В 1762-66 Т. исполнил ряд
плафонов для Королевского дворца в Мадриде. Творчество Т. завершает
развитие итальянской монументально-декоративной живописи 16-18 вв.
Фрески
и картины Т. с их бездонными головокружительными просторами,
безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством
световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и
неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового
монументально-декоративного искусства; художник превосходно связывал
свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное
пространство.
Т.
выступал также как портретист (многофигурная композиция "Собрание в
Арене", 1748-50, Пинакотека, Удине), был замечательным графиком,
автором островыразительных по своей смелости и живописности, порой
изысканно-гротескных, рисунков и офортов [циклы офортов "Вари каприччи"
("Разнообразные причуды") и "Скерци ди фантазия" ("Шутки фантазии")].
Литература для заинтересовавшихся:- Щербачёва М. И., Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже, Л., 1941;
- Ольшанская Н.И., Тьеполо, М., 1957;
- Morassi A., A complete catalogue of the paintings of G. B. Tiepolo,L., [1962];
-Rizzi A,, The etchings of the Tiepolo: complete edition, L., 1971;
-Atti del congresso internazionale di studi sul Tiepolo, [Mil., 1972].
© Большая советская энциклопедия
Скачать 78 изображений в архиве - 12Mb:allday.ifolder.rurapidshare.com