Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres), 1780–1867 г |
|
|
|
Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres), 1780–1867 гг. · французский художник-неоклассицист.1000 x 700 pix | 61 pic | 31mb Жан
Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres), 1780–1867 гг. ·
французский художник-неоклассицист. Родился в Монтабане 29 августа 1780
г. В 1791 г. поступил в Тулузскую Академию, был учеником Г.Ж. Рока и
Вигана, сотрудничал с Ж. Брианом. Занимался музыкой, подрабатывал игрой
на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. В 1797 приехал в Париж и
поступил в мастерскую Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в
Школу изящных искусств. В 1801 г. был награжден Большой (Первой)
Римской премией за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" (однако так и не
смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен
выделило ему студию и скромное содержание). В дальнейшем выставлялся в
Салоне (в 1803, 1805 гг.), однако первые его работы получили негативную
оценку критиков. Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной
чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 г. он переехал в
Рим, где вскоре получил студию. В этот период Энгр, зарабатывая на
жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них
хранится в музее Энгра в Монтабане). В 1808 г. Энгр создал картины
"Купальщица Вальписон" (Лувр), "Эдип и Сфинкс", в 1811 – "Фетида,
умоляющая Зевса" (Монтабан, музей), в 1814 – "Дон Педро Толедский"
(полное название – "Дон Педро Толедский, испанский посол, целующий
шпагу Генриха IV"). В 1819 г. выставил в Салоне полотна "Большая
одалиска" (1814 г., Лувр), "Филипп V награждает маршала Бервика Золотой
цепью" (1818 г., Мадрид); "Роже, освобождающий Анжелику" (1819 г.,
Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова
критиков, переехал во Флоренцию.
Первый и шумный успех Энгр
завоевал, выставив в Салоне картину "Обет Людовика XIII", после чего
переехал в Париж, получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В
следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл
собственную мастерскую (1825). В 1833 г. выставил в Салоне "Портрет
г-на Бертена" (Лувр). В 1834 г., после того как осталась незамеченной
его картина "Св. Симфорион, идущий на казнь", которую он считал своим
шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора
французской Академии в Риме, однако в 1841 г. возвратился в Париж
(полотна этого периода – "Одалиска и рабыня", Кембридж, музей Фогг;
"Антиох и Стратоника", Шантильи, музей Конде; "Портрет герцога
Орлеанского", собственность семьи Орлеанских). В это же время Энгр
работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин
(1841–1847 гг., "Железный век" и "Золотой век", обе не были закончены в
связи со смертью жены художника).
В Риме Энгру для Николая I
(лично наследником престола Александром II) была заказана картина
"Мадонна с остией" (Москва, музей им. Пушкина), по сторонам мадонны
стоят святые Николай и Александр. В России полотно сочли латинским по
духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с
латинскими святыми (1852 г., Лондон, частное собрание), а еще в одной
реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854 г., Лувр). Для
творчества Энгра вообще характерны реплики ряда его известных картин,
часто незначительно отличающиеся друг от друга.
В 1853 г.
художник выполнил плафон "Триумф Наполеона I" для городского замка
(разрушен в 1871 г., в дни Коммуны), в 1855 г. выставил свои работы на
Всемирной выставке в Париже. В 1862 г. получил звание пожизненного
сенатора. Умер Энгр в Париже 14 января 1867 г. |
|