Боровиковский Владимир Лукич (1757—1825) |
|
|
|
Разрешение: ~ 1000 x 700 Количество работ: 135 Вес: 20 мб Боровиковский Владимир Лукич (1757—1825) — русский художник, мастер портрета и религиозной живописи.Выходец
из казачьего рода, Боровиковский родился в Миргороде 24 июля (4
августа) 1757. Первоначально обучался у отца-иконописца, Луки Боровика.
Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе
украинского барокко (иконы для Троицкого храма в Миргороде, 1784).
Аллегории, созданные художником в 1787 для оформления торжественного
пути Екатерины II в Крым (не сохранились), привлекли к нему внимание
высшего света, и он переехал в столицу империи. В Петербурге сблизился
с Н.А.Львовым, Г.Р.Державиным и другими интеллектуалами своего времени.
С 1792 занимался у австрийского живописца И.Б.Лампи-отца, пользовался
советами Д.Г.Левицкого. Продолжал увлеченно работать над религиозными
заказами, сочетая прежнюю барочную эмоциональность форм и колорита с
более уравновешенным классицистическим началом (композиции для
иконостасов - Борисоглебского собора в Торжке, 1790-1792; Иосифовского
собора в Могилеве, 1793-1794; сохранились, как и его миргородские
иконы, лишь частично).
В ранний петербургский период писал
миниатюрные портреты, сработанные маслом, но подражающие миниатюре на
эмали ("В.В.Капнист", начало 1790-х годов, Русский музей, Петербург), а
также малоформатных портретных образов ("Торжковская крестьянка
Христинья", ок. 1795, Третьяковская галерея). Характерный для этих
произведений сентиментализм в полной мере проявился в знаменитом
портрете Екатерины II (1794, там же), изображенной в домашнем платье на
прогулке в царскосельском парке. В зрелой портретной манере
Боровиковского воплощаются не столько неповторимо-конкретные черты,
сколько общие свойства мечтательно-облагороженной натуры, благодаря
чему персонажи, особенно женские ("Н.И.Куракина", 1795, ГРМ;
"Е.Н.Арсеньева", 1796, ГРМ; "М.И.Лопухина", 1797, ГТГ), кажутся
связанными фамильным родством. Нежный переливчатый колорит обретает
парадный лоск в более официальных портретах ("Н.И.Куракин", 1801-1802,
ГТГ); пышной риторикой и в то же время правдой характера привлекает
портрет Павла I (1800, ГРМ), написанного в одеянии для коронации в
полный рост.
Драматизм колорита и мизансцен, углубленный
психологизм характеров - эти черты (проявившиеся, в частности, в
портретах генерала Ф.А.Боровского (1799, ГРМ) или неизвестной в
тюрбане, которую принято считать писательницей Жерменой де Сталь (1812;
ГТГ)) свидетельствуют о сближении с принципами романтического
искусства. Усложняя свои композиции, Боровиковский на рубеже веков все
чаще обращается к групповому портрету ("Сестры А.Г.и В.Г.Гагарины",
1802, ГТГ; "А.И.Безбородко с дочерьми", 1803, ГРМ).
В 1804-1811
написал ряд колористически-экспрессивных образов для Казанского собора.
В последние годы жизни активно работал как педагог, устроив у себя дома
частную школу (среди его учеников был А.Г.Венецианов).
Умер Боровиковский в Петербурге 6 (18) апреля 1825. |
|