ФРАГОНАР Жан-Оноре(FRAGONARD Jean-Honore)
Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.
Теперь Грасс известен как один из центров французской парфюмерной
промышленности, однако во времена художника город дышал отнюдь не
духами — почти все его население занималось дублением кож. Отец Оноре,
Франсуа Фрагонар, был перчаточником. В 1731 году Франсуа женился на
купеческой дочери Франсуазе Пети, и через год появился на свет их
первенец — Оноре. В 1733 году у него родился брат Жозеф.
О детстве
художника известно очень мало. Мы знаем лишь, что в 1738 году семья
переехала в Париж — по всей вероятности, из-за каких-то финансовых
неурядиц отца. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Но
работа клерка его увлекала мало, и вскоре он сосредоточился на занятиях
живописью. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил
его хозяин, адвокат. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в
обучение какому-нибудь художнику.
Сначала молодой Фрагонар попытался
попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770), который в то время был
самым известным французским художником. Однако мэтр, найдя, что юноша
недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому
известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779).
Через
полгода Фрагонар возвратился к Буше. На мастера произвели впечатление
успехи начинающего художника, и он согласился лично продолжить его
обучение. Никаких документальных свидетельств, которые могли бы
уточнить дату возвращения Фрагонара к Буше, не сохранилось, но можно
предположить, что это произошло приблизительно в 1748 или 1749 году.
Оноре было шестнадцать-семнадцать лет.
Мечтой каждого молодого
французского живописца в то время было получить приз Французской
Академии — поездку на учебу в Рим. Эта премия считалась чрезвычайно
престижной, она открывала перед счастливчиком прямой путь к успеху. В
1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом
конкурсе и — победил.
Но прежде чем
поехать в Рим, ему предстояло четыре года учиться в так называемой
Школе покровительствуемых художников. Школа ставила своей задачей
подготовить студентов к предстоящей поездке; в курс обучения наряду с
занятиями по специальности были включены лекции по истории и
литературе. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою
новую работу.
Наконец, в конце декабря 1756 года Фрагонар прибыл в Рим, где и оставался вплоть до апреля 1761 года.
В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Едучи в Италию, он надеялся найти
в
античных скульптурах и полотнах мастеров эпохи Ренессанса источник
вдохновения. Но эти произведения искусства показались ему столь
совершенными, что он впал в уныние, усомнившись в своих силах.
Об
этих настроениях Фрагонара мы знаем не только с его собственных слов,
но и из воспоминаний современников художника и отчетов, которые
регулярно отсылал в Париж директор Французской Академии в Риме Шарль
Жозеф Натуар. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера
Фрагонара, но вскоре он разглядел в нем «искру Божью» и, когда
закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил
«стажировку» Фрагонара в Риме еще на целый год.
К этому времени от
былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Он изучал художественные
сокровища Италии и напряженно искал свой собственный путь в искусстве.
В этом ему помогли его новые знакомые: художник Юбер Робер,
обучавшийся, как и Фрагонар, в Академии, и аббат Сен-Нон -коллекционер,
меценат и художник-дилетант. Эти знакомства сыграли важную роль в
творческой судьбе Фрагонара. Вместе с Робером Фрагонар часто работал на
пленэре, постигая искусство пейзажной живописи, а Сен-Нон материально
поддерживал обоих молодых художников
.
В
марте 1761 года Фрагонар совершил на деньги Сен-Нона поездку в Неаполь,
а месяц спустя они вместе отправились в Париж. Это было неспешное и
приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. За это время
Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
26
сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. К этому времени Фрагонару
исполнилось 29 лет, и для него настала пора всерьез заняться работой. В
Париже художник приступил к большому полотну, которое, как он надеялся,
должно было привлечь внимание широкой публики. В качестве сюжета для
картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар
выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Замысел художника
удался на славу, картина сделала Фрагонара кандидатом в члены
Королевской Академии художеств и произвела настоящий фурор в Салоне.
После
закрытия Салона полотно Фрагонара купил сам Людовик XV, повелев сделать
по этой картине гобелен. Казалось, что после такого триумфа Фрагонара
ожидает гладкая и прямая дорога к славе и богатству. Но, увы, на самом
деле все обстояло не так радужно. Королевская казна была пуста, и
потому деньги за картину Фрагонару выплачивали частями до 1773 года.
А
заказанный королем гобелен так никогда и не соткали. «Корез» впустую
пролежал на королевской фабрике гобеленов почти тридцать лет.
Но,
скорее всего, не история с затянувшейся выплатой денег, а собственные
душевные склонности заставили Фрагонара пересмотреть отношение к
живописи. Он сосредоточился на легких, галантных сценах для частных
заказчиков. Эти перемены не могли ускользнуть от внимания критиков. В
1769 году один разочарованный поклонник художника писал: «Жажда денег и
интерес к будуарной теме закрыли ему путь к истинной славе».
В
сентябре 1769 года Фрагонар женился. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар
(1745—1823), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника.
Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали.
Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний)
ребенок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.
В октябре
1773 года Фрагонар еще раз посетил Италию, на этот раз в компании
откупщика Бержере, шурина Сен-Нона. В то время Бержере считался одним
из богатейших людей во всей Европе. Съездив в Неаполь, Фрагонар и
Бержере отправились в Центральную Европу, побывали в Вене и Праге и
возвратились в Париж в сентябре 1774 года. В этот период в манере
художника сквозь изящество и легкость, свойственные искусству эпохи
рококо, все яснее начинают просвечивать черты строгого неоклассического
стиля.
1788
год стал очень тяжелым для художника. В возрасте 18 лет умерла его
дочь. Фрагонар тоже серьезно заболел и в начале 1790 года возвратился в
свой родной Грасс, надеясь поправить там свое физическое и душевное
здоровье.
Разразившаяся в 1789 году Французская революция разом
обесценила в глазах современников творчество Фрагонара. Оно стало
казаться чем-то далеким, безвозвратно канувшим в Лету вместе с
блестящей, изнеженной дворянской культурой XVIII века.
В 1792 году
Фрагонар вернулся в Париж. При помощи Давида ему удалось получить пост
хранителя Лувра. На этой должности он находился вплоть до самой смерти.
Последующие события, сотрясшие всю Европу, — крушение революции,
Директория и приход к власти Наполеона Бонапарта — никак не затронули
жизнь состарившегося художника. 22 августа 1806 года он тихо скончался
в своем парижском доме.
В архиве имеется более полная биография художника,к сожалению
в эту публикацию она - не умещается
Картины Жана Оноре Фрагонара в Эрмитаже:
Лестница в парке
Фрагонар, Жан Оноре.
Бумага, черный мел. 25х41.8 см
Франция. Около 1760 г.
Источник поступления в музей: Собрание П.Г. Дивова. 1833
Танец сатиров. Четвертый лист
Фрагонар, Жан Оноре.
Серия "Вакханалия"
Бумага, офорт. 13.6х20.2 см
Франция. 1763
Нимфа и два сатира. Первый лист
Фрагонар, Жан Оноре.
Серия "Вакханалия"
Бумага, офорт. 13.5х19.7 см
Франция. 1763
Дети фермера
Фрагонар, Жан Оноре.
Холст, масло. 50х60.5 см
Франция. Начало 1760-х гг.
Источник поступления в музей: Собрание герцогини Сен-Ле в Париже. 1829
Поцелуй украдкой
Фрагонар, Жан Оноре.
Холст, масло. 45x55 см
Франция. Конец 1780-х гг.
Источник поступления в музей: Собрание польского короля Станислава-Августа Понятовского. 1895
Выигранный поцелуй
Фрагонар, Жан Оноре.
Холст, масло. 47x60 см
Франция. Вторая половина 18 в.
Источник поступления в музей: Юсуповский дворец-музей в Ленинграде. 1925
Александр Эварист Фрагонар (сын Жана Оноре Фрагонара)
Alexandre Evariste Fragonard (1780-1850)
Берта Моризо (Berthe Morisot)
( 14.01.1841 года.Бурже- 02.03.1895 года.Париж)
Французская художница, входившая в круг художников в Париже, ставших известными как импрессионисты.
В 1864 году она впервые выставила свои работы на одной из самых
престижных художественных выставок Франции — Парижском салоне,
официальной ежегодной экспозиции парижской Академии изящных искусств.
Её работы отбирались для участия в шести Парижских салонах подряд, пока
в 1874 году она не примкнула к группе «отверженных» импрессионистов,
созданной Сезанном, Дега, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуаром и Сислеем, и
приняла участие в их первой экспозиции в студии фотографа Надара.
Она доводилась внучатой племянницей Жан Оноре Фрагонару и была замужем за Эженом Мане, братом своего друга и коллеги Эдуара Мане.
Моризо родилась в Бурже, департамент Шер, в богатой буржуазной семье.
Она и её сестра Эдма Моризо стали художницами. Её семья, после того как
Берта определилась с выбором профессии, не мешала её карьере.
Она
родилась в семье с богатыми культурными традициями, к которой
принадлежал знаменитый мастер стиля рококо Фрагонар, чьё мастерство
повлияло на многие поколения художников. В возрасте двадцати лет Берта
повстречала и подружилась со знаменитым ландшафтным живописцем
Барбизонской школы Камилем Коро, бывшим также и хорошим портретистом.
Художник
давал Берте и её сестре частные уроки живописи и познакомил их с
другими живописцами. Под влиянием Коро Моризо много работала на
пленэре. Она была очень близка с сестрой до тех пор, пока та не вышла
замуж, родила детей и уже не смогла уделять живописи столько времени,
как Берта. Их переписка доказывает их тёплые и очень тесные отношения,
проникнутые сожалениями Берты о расстоянии, их разделяющем, и о том,
что Эдма больше не занимается живописью. Эдма в свою очередь всячески
поддерживала работу сестры, их семьи всегда оставались в близких
отношениях.
В 1874 году Моризо вышла замуж за брата Эдуара Мане Эжена, вскоре у них родилась дочь Жюли.
Размер:Min 300х500 Max 2800х1800 | JPEG 400 шт.|88.6 MB rar|
Скачать: