Фрида Кало
Биография
и картины Фриды Кало
Фрида Кало родилась
в Мехико в 1907. Она третья дочь Гулермо и Матильды Кало. Отец - фотограф, по
происхождению - еврей, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке.
Фрида Кало в 6 лет заболела полиомелитом, после чего осталась хромота. "Фрида
— деревянная нога" — жестоко дразнили ее сверстники. А она наперекор всем
плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала
по 3–4 чулка, чтобы выглядела, как здоровая. Физический дефект помогали скрывать
брюки, а после замужества — длинные национальные платья, какие до сих пор носят
в штате Оахака и которые так нравились Диего. Впервые Фрида появилась в таком
платье на их свадьбе, одолжив его у служанки.
...Автокатастрофа произошла дождливым вечером 17 сентября 1925 года. Автомобиль,
в котором Фрида ехала со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. Удар
был таким сильным, что парня вышвырнуло из машины. Но он легко отделался — лишь
контузией. А Фрида... Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся
в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден
позвоночник, сломаны два бедра, нога. Врачи не могли поручиться за ее жизнь.
Фриде Калон было 18 лет. И она победила.
Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она
попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший
писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида
могла видеть себя. Она начала с автопортретов. "Я пишу себя, потому что
много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую
знаю лучше всего".
В 22 года Фрида Кало поступает в самый пристижный институт Мексики (национальную
подготовительную школу). На 1000 студентов взяли только 35 девушек. Там Фрида
Кало встречает будующего мужа Диего Риверу, только вернувшегося домой из Франции.
В день свадьбы Диего
показал свой взрывной нрав. 42-летний новобрачный немного перебрал текилы и
стал палить из пистолета в воздух. Увещевания только распаляли разгулявшегося
художника. Случился первый семейный скандал. 22-летняя супруга ушла к родителям.
Проспавшись, Диего просил прощения и был прощен. Молодожены переехали в свою
первую квартиру, а потом — в ставший знаменитым "голубой дом" на улице
Лондрес в Койаокане, самом "богемном" районе Мехико, где они прожили
много лет.
Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда
— врозь. Их связывали отношения, по словам одного из друзей, "страстные,
одержимые и порой мучительные". В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде
с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая,
что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Фриды был
жестоким. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем — только выплеснула
ее на холст. Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве:
обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным
лицом тот, кто нанес эти раны. "Всего-то несколько царапин!" — назвала
полотно ироничная Фрида. После измены Диего она решила, что тоже имеет право
на любовные увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был
нетерпим к изменам Фриды. Знаменитый художник был болезненно ревнив. Однажды,
застав жену с американским скульптором Исамой Ногучи, Диего выхватил пистолет.
К счастью, не выстрелил.
Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница
восхищалась "трибуном русской революции", тяжело переживала его высылку
из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.
В январе 1937 года Лев Троцкий и его жена Наталья Седова сошли на берег в мексиканском
порту Тампико. Их встречала Фрида — Диего лежал тогда в госпитале. Художница
привезла изгнанников в свой "голубой дом", где они нашли наконец тишину
и покой. Яркая, интересная, обаятельная Фрида (после нескольких минут общения
ее болезненных увечий уже никто не замечал) мгновенно пленила гостей. Почти
60-летний революционер увлекся, как мальчишка. Он всячески пытался выразить
свою нежность. То будто невзначай притрагивался к руке, то тайком касался под
столом ее колена. Строчил пылкие записки и, вложив их в книгу, передавал прямо
на глазах своей жены и Риверы. Наталья Седова о любовной авантюре догадывалась,
а Диего, говорят, так никогда и не узнал о ней. "Я очень устала от старика",
— якобы обронила однажды Фрида в кругу близких друзей и оборвала недолгий роман.
Есть и другая версия этой истории. Молоденькая троцкистка будто бы не устояла
перед напором трибуна революции. Их тайное свидание состоялось в загородном
поместье Сан-Мигель Регла, в 130 километрах от Мехико. Однако Седова зорко следила
за мужем: интрижка была задушена на корню. Вымаливая у жены прощение, Троцкий
назвал себя "ее старой верной собакой". После этого изгнанники покинули
"голубой дом".
Но это слухи. Никаких свидетельств этой романтической связи нет.
Автопортрет
Self-Portrait, 1926 |
Госпиталь Генри Форда Henry Ford Hospital, 1932 | A Few Small Nips, 1935 | Портрет Диего Ривера Portrait of Diego Rivera,1937 | Автопортрет(Посвящён Льву Троцкому) Self-Portrait (Dedicated to Leon Trotsky), 1937 | Фрукты Земли Fruits of the Earth, 1938 | Автопортрет с обезьянкой Self-Portrait with Monkey, 1938 | Что мне дала вода What the Water Gave Me, 1938 | Две Фриды The Two Fridas, 1939 | Автопортрет Self-Portrait, 1940 | Автопортрет (II) Self-Portrait (II), 1940 | Корни Roots, 1943 | Автопортрет (Диего в мыслях) Self-Portrait as a Tehuana (Diego on My Mind), 1943 | Портрет Portrait of Dona Rosita Morillo, 1944 | Маленькая лань The Little Deer, 1946 | Дерево надежды Tree of Hope, 1946 | Автопортрет с распущенными волосами Self-Portrait with Loose Hair, 1947 | Дружеские объятия вселенной, Я и Синьйор Холотл The Love Embrace of the Universe, the Earth (Mexico), Me, and Senor Xolotl, 1949 |
Больше всего в жизни Фрида любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к
ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, он искрилась
юмором, могла хохотать до изнеможения, подшучивать над собой, развлекаться и
от души кутить. И только взяв кисть, позволяла себе думать о неизбежном. Она
мечтала о ребенке, но страшная травма не позволила ей иметь детей. Три беременности
— а это был настоящий подвиг в ее положении — закончились трагично. И тогда
она стала рисовать детей. Чаще всего — мертвых. Хотя большинство ее картин,
натюрмортов, пейзажей пронизаны солнцем и светом.
Фрида была коммунисткой. Она вступила в мексиканскую компартию в 1928 году,
но через год вышла из нее вслед за исключенным Диего Риверой. А через десять
лет, верная своим идейным убеждениям, снова вступила в компартию. В ее доме
на книжных полках стоят потрепанные, зачитанные до дыр тома Маркса, Ленина,
работы Сталина, рядом — Зиновьев, изданный в 1943 году в Мехико, тут же — публицистика
Гроссмана, посвященная Великой Отечественной войне, и совершенно неожиданная
"Генетика в СССР". В спальне, в изголовье кровати, висят большие портреты
основоположников марксизма-ленинизма и самых даровитых их последователей. В
частности, Мао Цзедуна в красивой деревянной раме. увеличенная фотография, тоже
в раме: Ленин выступает с трибуны на Красной площади перед уходящими на фронт
красноармейцами. Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником, на холсте незаконченный
портрет Сталина. Вождь изображен суровым, с нахмуренными бровями, в белом парадном
кителе, с одним золотистым маршальским погоном. Второй погон Фрида нарисовать
не успела...
Поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало
приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты.
В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на
больничной койке. Теперь она может передвигаться только в инвалидной коляске.
Через два года — новая трагедия: ей ампутируют до колена правую ногу. И как
утешение — в том же, 1953, году проходит первая персональная выставка Фриды
Кало. Она счастлива. Она, как всегда, смеется. И чуточку подтрунивает над собой.
Вот, мол, какая я знаменитость. Не хуже Риверы...
А дома в крохотной спальне (ее трепетно берегут хранители "голубого дома")
на потолке порхают большие яркие нарисованные бабочки — глядя на них, Фрида
успокаивается, боли утихают, и она засыпает. Чтобы проснувшись, снова взяться
за кисть.
Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо,
сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными
губами. Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом
с Фридой. Символика художницы, говорят искусствоведы, опирается на национальные
традиции, тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало
блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней
культуры, которые Диего и Фрида собирали всю жизнь, находится сейчас в саду
"голубого дома". Каменные идолы, такие же каменные животные схоронились
под пальмами и кактусами. Тут и там выглядывают индейские маски. Здесь есть
даже — редкость для иного этнографического музея — каменная плита с кольцом
для игры в мяч — древняя и совсем небезобидная забава мексиканских индейцев:
ведь капитан проигравшей команды приносился в жертву богам.
Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила
свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954 года. На следующий день близкие собрали
ее любимые украшения, в том числе старинное, еще доколумбовых времен, ожерелье,
дешевенькие простые вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила,
и положили все это в серый гроб, установленный в "Бельяс Артес" —
Дворце изящных искусств. Гроб накрыли черным покрывалом, который спускался до
самого пола, усыпанного красными розами. Одноклассник Фриды Кало— Артуро Гарсиа
Бустос, как и она, увлеченный революционными идеями, принес красное знамя с
серпом и молотом в центре белой звезды и положил его на гроб. Возник скандал,
который быстро замяли, убрав знамя. Рядом с Диего Риверой стояли бывший президент
Мексики Ласаро Карденас, известные художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо,
Виктор Мануэль Вильясеньор.
При подготовке материалов использованы следующие источники:
- Статья Александра
Трушина, опубликованная на сайте http://www.explan.ru
- Англоязычный
сайт http://www.artchive.com
|