Питер Пауэль Рубенс (Peter Paul Rubens)
(Петер Пауль Rubens) — знаменитый фламандский живописец, происходил
из старинной семьи антверпенских граждан; его отец Ян Р., бывший в
эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою
приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был
вынужден бежать за границу. Сначала он поселился в Кёльне, где вошел в
близкие отношения к Анне Саксонской, супруге Вильгельма Молчаливого;
эти отношения вскоре перешли в любовную связь, которая была открыта.
Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен лишь после долгих просьб и
настояний своей жены, Марии Пейпелинкс. Местом ссылки был назначен ему
небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел
со своей семьею 1573—78 гг., и где, вероятно, 29 июня 1577 г., родился
будущий великий живописец. Детство Петера Р. протекло сначала в Зигене,
а потом в Кёльне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Р., его семья
получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Общее
образование Р. получил в иезуитской коллегии, после чего служил пажом у
графини Лалэнг. Занятиям живописью Р. стал предаваться очень рано. Его
учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван-Ноорт и Отто
ван-Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие,
особенно последний, вселить в молодого художника любовь ко всему
античному. В 1598 г. Р. был принят свободным мастером в антверпенскую
гильдию св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю
нидерландских живописцев, отправился заканчивать свое художественное
образование в Италию. В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского
герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение
всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим
и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в
Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию. Судя по
копиям, сделанным Р. с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо
да Винчи и др., можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех
наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения
произведений итальянской живописи эпохи Возрождения. В итальянский
период своей деятельности, Р., по-видимому, не стремился к
самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную
школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это
время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из
коих следует назвать: "Воздвижение Креста ", «Терновый венец» и
«Распятие» (1602; в госпитале в Грассе), «Двенадцать апостолов»,
«Гераклита», «Демокрита» (1603, в мадридском музее дель Прадо),
«Преображение» (1604; в музее Нанси), "Св. Троицу " (1604, в
мантуанской библиотеке), «Крещение» (в Антверпене), «Св. Григория»
(1606, в гренобльском музее) и три картины, изображающие Богоматерь, с
предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме).
В 1608 г. Р. находился в Риме и оканчивал три последние, заказанные
ему картины, когда пришло к нему известие о тяжкой болезни, постигшей
его мать. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал
матери в живых. Несмотря на данное Р. мантуанскому герцогу обещание
вернуться в Италию, он остался на родине, был назначен живописцем при
дворе эрцгерцога Альберта, и вскоре (1609) женился на Изабелле Брант,
дочери секретаря города Антверпена. Через небольшой промежуток времени
он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611
гг. им были исполнены две мастерские работы: «Воздвижение Креста» и
«Снятие со Креста» (обе в антверпенском соборе). Еще ранее, в 1609 г.,
он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники
стекались толпой отовсюду. В эту пору им были написаны: «Обращение св.
Бавона» (для церкви св. Бавона, в Генте), « Поклонение волхвов» (для
церкви св. Иоанна, в Мехельне) и колоссальное изображение «Страшного
суда» (в мюнхенской пинакотеке). Затем, в 1618 г., из-под его кисти
вышли «Чудесный лов рыбы» (в церкви Богоматери, в Мехельне), «Охота на
львов» (в мюнхенской пинакотеке), в 1619 г. «Последнее причащение св.
Франциска» (в антверпенском музее), «Битва амазонок» (в мюнхенской
пинакотеке) и 34 картины для антверпенской церкви иезуитов,
уничтоженные в 1718 г. пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в
венском музее; в 1620 г. исполнено известное «Прободение ребра
Спасителя» (le Coup de lance) и, наконец, в 1622—23 гг., по заказу
французской королевы Марии Медичи, 24 картины
аллегорическо-исторического содержания, прославляющие эту государыню (в
луврском музее, в Париже; их эскизы — в мюнхенской пинакотеке и в
Императорском Эрмитаже). Вторая половина жизни Р. прошла по большей
части в путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего
государя. Так, он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в
Мадриде (1628) и Лондоне (1629). Во время своего пребывания в этих
городах, он не переставал работать: в Мадриде им написан ряд портретов
членов королевского семейства, исполнены для пиршественной залы
уатгальского дворца, в Лондоне, девять больших плафонов на сюжеты из
истории короля Иакова II. Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе,
он создал большое количество картин религиозного, мифологического и
жанрового содержания, между прочим: «Поклонение волхвов» (в
антверпенском музее), «Бегство Лота» (в луврском музее, в Париже),
«Христа и Грешницу» (в мюнхенской пинакотеке), «Воскрешение Лазаря» (в
берлинском музее), «Вакханалию» (в Императорском Эрмитаже, № 551),
«Вакха» (там же, № 550), «Сад любви» (в мадридском музее, в дрезденской
галерее и др. местах), « Игру кавалеров и дам в парке» (в венской
галерее), «Возчиков камней» (в Императорском Эрмитаже, № 594) и проч.
В 1626 г. умерла первая жена Р., Изабелла, а в 1630 г. он вступил во
второй брак с Еленой Фоурман, которая с той поры стала появляться почти
в каждой картине своего мужа. Из многочисленных (более 20) портретов
этой особы, писанных самим Р., пользуются известностью в особенности
мюнхенский, венский (так назыв. «a la petite pelisse») и эрмитажный (№
576). Последние десять лет жизни Р. (1630—40) были столь же
производительны, как и первые периоды его деятельности. В эти годы он
произвел одно из лучших своих созданий — знаменитый триптих «Богоматерь
вручает священное облачение св. Ильдефронсу» (в венской галерее; эскиз
для него — в Императорском Эрмитаже, № 557), продолжал работать в
уатгальском дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых
фабрикантов целую серию картонов, изображающих «Жизнь Апеллеса» (в 9
сценах), «Историю Константина» (12 сцен, в Garde meuble, в Париже),
«Триумф церкви» (в 9 сценах, в мадридском музее и в гровенорской
галерее, в Лондоне). Когда в 1635 г., через год после смерти
правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в
правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского
Фердинанда, Р. было поручено устройство художественной части празднеств
по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен; по
эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны
триумфальные арки и декорации, украшавшие собой городские улицы, по
которым следовал кортеж принца (эти эскизы — в мюнхенской пинакотеке и
в Императорском Эрмитаже, №№ 558, 561—566). Кроме этих значительных
работ, Р. исполнил немало и других, каковы, например серия охотничьих
сцен для королевского дворца дель-Прадо, в Мадриде, картины «Суд
Париса» (в Лондонской национальной галерее и в мадридском музее) и
«Диана на охоте» (в берлинском музее), а также целый ряд пейзажей, в
том числе «Прибытие Одиссея к Феакийцам» (в галерее Питти, во
Флоренции) и «Радугу» (в Императорском Эрмитаже, № 595). Несмотря на
столь кипучую свою деятельность, Р. находил время заниматься и другими
делами; так, например, он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием
Спинолой и сэром Дудлеем-Карлтоном, увлекался коллекционированием
резных камней, причем для сочинения Пейреска о камеях рисовал
иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом,
производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для
типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок
и виньеток. Смерть застигла великого мастера еще в полной силе его
таланта; он умер в Антверпене 30 мая 1640 г.
Удивительная плодовитость Р. (одних его картин насчитывается свыше
2000) показалась бы прямо невероятной, если бы не было известно, что
ему помогали в работе его многочисленные ученики; в большинстве
случаев, Р. изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли самые
картины, которые он проходил своей кистью лишь напоследок, перед сдачей
их заказчикам. Учениками-сотрудниками Р. были: знаменитый А. ван-Дейк,
Квеллинус, Схуп, ван-Гук, Дипенбек, ван-Тюльден, Воутерс, д’Эгмонт,
Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, ван-Моль и др. Императорский Эрмитаж
весьма богат произведениями Р. (53 номера); кроме упомянутых выше, в
этом музее хранятся следующие картины этого художника: «Изгнание Агари»
(написана около 1625 г., № 535), «Поклонение волхвов» (№ 536),
«Богоматерь с младенцем-Христом» (около 1615 г., № 538), тот же сюжет
(около 1615—18 гг., № 1784), «Богоматерь, вручающая четки св. Доминику
и другим святым» (около 1630—32 гг., № 540), «Спаситель в гостях у
Симона-Фарисея» (между 1615—20 гг., № 543), «Тайная вечеря» (эскиз 1632
г., № 544), «Христос перед Пилатом» (эскиз, № 545), «Снятие со Креста»
(1613—14 гг., № 546), «Небесное венчание Пресвятой Девы» (№ 54 7),
«Венера и Адонис» (около 1615 г., № 549), «Персей и Андромеда»
(написана около 1612—15 гг., № 552), «Борьба кентавров с лапифами»
(эскиз, № 553), «Союз Земли с Водой» (№ 554), «Возвращение римского
полководца из похода» (№ 556), портреты короля Филиппа IV и его супруги
Елизаветы Французской (1628—29 г., №№ 559—560), «Слава и апофеоз Иакова
I» (2 эскиза для уатгальских плафонов, №№ 572 и 573), портрет Карла
де-Лонгваля (№ 574), Изабеллы Брант (№ 575), Сусанны Фоурман и ее
дочери Катарины (№ 635), несколько портретов неизвестных лиц (№№ 578,
579, 582, 583, 586, 588), два изображения францисканских монахов (№
590), «Пастушеская сцена» (около 1635—37 гг., № 591), «Статуя Цереры»
(№ 593) и «Отцелюбие римлянки» (№ 1785).
В истории искусства Р. является величайшим из представителей не
только фламандской, но и вообще европейской живописи XVII столетия,
соединявшим в своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим,
что могло быть унаследовано им от его предшественников. Изучая в первую
половину своей жизни образцовые произведения первоклассных итальянских
мастеров эпохи Возрождения, он брал от каждого из них и навсегда усвоил
себе приемы и качества, достойные подражания: от Тициана и П. Веронезе
заимствовал блеск и жизненность колорита, разыгрывая в своих картинах
как бы целые симфонии красок; от Микеланджело — мощность фигур и
энергичность движения, по преимуществу драматического; от Л. да Винчи и
Рафаэля — совершенство рисунка и ясность композиции; от Корреджо —
пластичность форм и искусство светотени; от всех вместе — постоянное
стремление к изучению натуры, каков бы ни был сюжет. Это стремление,
вместе с собственной любовью художника к действительности, было залогом
его быстрых успехов: от ученического копирования итальянских мастеров и
от подражания им в указанных отношениях он скоро перешел к
самостоятельному творчеству и, следуя принципам художников эпохи
Возрождения, приковался к натуре, как к неиссякаемому источнику
вдохновения, стал или воспроизводить ее с возможной близостью к ней (в
портретах, охотничьих сценах, пейзажах), или идеализировать ее на почве
красоты, религиозного чувства и поэтического вымысла (в религиозных,
мифологических и аллегорических картинах). Отсюда — субъективность и
жизненность типов в самостоятельных произведениях Р., типов, носящих на
себе яркую печать фламандской национальности, нисколько не похожих на
выводимые на сцену итальянскими мастерами. Отсюда также — внутренняя
сила и внешняя правда компоновки сюжетов. Отсюда, наконец,
поразительное богатство и разнообразие содержания и оригинальность его
трактовки, какими отличается большинство картин Р. Вообще, это был
реалист, но в самом высоком значении слова, отбрасывавший случайные
мелочи природы и воспроизводивший только типичные и прекраснейшие ее
черты, — художник, остававшийся всегда близким к действительности, даже
в случаях ее возвышенной идеализации в картинах на религиозные и
мифологические темы. Почти все произведения Р. были гравированы, и
притом неоднократно; многие из снимков с них исполнены под
непосредственным его наблюдением, причем он сам нередко исправлял
рисунок граверов, к числу которых принадлежат: К. Галле, Сваненберг,
Матам, И. Мюллер, П. Соутман, Ворстерман, Понциус, В. и С. Больсверты,
Вильдук, Йегер и др.
Ср. G. Waagen, «Ueber d. Maler P. P. Rubens» (Б., 1864); G. van
Hasselt, «Histoire de P. R.» (Брюссель, 1840); A. Michiels, «R. et
l'ecole d’Anvers» (П., 1877); Riegel, «Beitrage z. niderland.
Kunstgeschichte» (Б., 1882, т. I); M. Rooses, «L’oeuvre de R.»
(Антверпен, 1886); его же, «Geschichte d. Malerschule Antwerpens»
(Мюнхен, 1889); Woltmann und Wormann, «Geschichte d. Malerei» (т. III,
Лейпциг, 1888); E. Fromentin, «Les maitres d’autrefois» (П., 1876); С.
Lemcke, «Kunst u. Kunstler aller Zeit» (т. I, XX, Лейпциг, 1877);
Knackfuss, «Kunstler-Monographien» (№ II, Лейпциг, 1894) и проч.
|