Главная » 2008 » Сентябрь » 29 » Поль Сезанн
17:10
Поль Сезанн

Поль Сезанн


Биография Поля Сезанна

     Сезанн (Cezanne) Поль (1839-1906), французский живописец. Представитель постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм (“Берега Марны”, 1888; “Персики и груши”, 1888-90).

Юность. Годы учения

     Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. В 1861 Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе. Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи. Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.

Сезанн, Мане и импрессионисты

     Через Эмиля Золя знакомится с художниками Э. Мане, а также К. Писсарро, К. Моне, О. Ренуаром и др., будущими представителями импрессионизма. Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (“Завтрак на траве”, 1869-70, частное собрание, Париж; “Новая Олимпия”, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно “Весна” и “Осень”(1859-62, Пти Пале, Париж).

Ранний период (1860-гг.)

      Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (“Убийство”, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа “суета сует” (“Натюрморт с черепом и подсвечником”, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (“Оргия”, 1864-68, частное собрание, Париж). Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода “Портрет отца” (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера (198 · 118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В “Девушке у пианино” (ок. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины “Увертюра к Тангейзеру”). На рубеже 1860-70 гг. начинается тема “купальщиц” и “купальщиков”, которая станет важной в последующие десятилетия.

Творчество 1870-х гг.

     В начале 1870-х гг. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна “малая столица импрессионизма”; тут работают Писсарро и Гийомен. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода “Дом повешенного” (1873, Музей дОрсе, Париж). Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал “воплощением”, реализацией.

     Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.

Автопортреты и натюрморты

    В 1870-е гг. начинается серия автопортретов. От “Автопортрета в фуражке” (ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой “диковатостью” и “японизацией” изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов (“Автопортрет”, ок. 1880, частное собрание, Винтертур). В натюрморте “Ваза с фруктами” (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении излюбленный прием Сезанна.

    В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище “отшельник из Экса”.

Поздний период

    На рубеже 1880-90 гг. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Композиция “Пьеро и Арлекин” (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику “марди гра” последнему дню карнавала перед постом. Пять вариантов композиции “Игроки в карты” (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В середине 1890-гг. Сезанн начинает работать над портретами (“Портрет А. Воллара”, 1899, Пти Пале, Париж; “Портрет Г. Жеффруа”, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция “Большие купальщицы” (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы.

    Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы “Наби”, фовистов и кубистов, русских “сезаннистов” из “Бубнового валета”. Сезанна рассматривали порой как “художника для художников” и представителя “чистой живописи”, иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.

             

    Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам.

Галерея картин Поля Сезанна


Автопортрет, 1880-1882г.
Автопортрет, 1880-1882г.
Автопортрет, 1880-1882г.
Автопортрет, 1880-1882г.
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
Мостик к Менси, 1879г.
Мостик к Менси, 1879г.
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
Игроки в карты, 1898г.
Игроки в карты, 1898г.
---------
---------
---------
---------
Натюрморт
Натюрморт
Натюрморт с луковицами, 1896г.
Натюрморт с луковицами, 1896г.
---------
---------
---------
---------
---------
---------
Большие купальщицы, 1906г.
Большие купальщицы, 1906г.
---------
---------
Натюрморт
Натюрморт
Натюрморт
Натюрморт
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
---------
Натюрморт с луковицами
Натюрморт с луковицами
---------
---------
---------
---------
Берега Марны, 1888г.
Берега Марны, 1888г.
Автопортрет в колпаке, 1881г.
Автопортрет в колпаке, 1881г.
Негр Сципион, 1866-1868г.
Негр Сципион, 1866-1868г.
Набросок читающего отца, 1879-1882г.
Набросок читающего отца, 1879-1882г.
Дядя Доминик в колпаке, 1866г.
Дядя Доминик в колпаке, 1866г.
Гардан, 1866г.
Гардан, 1866г.
Пейзаж, 1865-1867г.
Пейзаж, 1865-1867г.
Увертюра к опере
Увертюра к опере "Тангейзер", 1866г.
Портрет Ахилла Амперера, 1868г.
Портрет Ахилла Амперера, 1868г.
Похищение, 1867г.
Похищение, 1867г.
Вечер в Неаполе, ок.1876г.
Вечер в Неаполе, ок.1876г.
Тающий снег, 1879-1880г. Музей современного искусства. Нью-Йорк
Тающий снег, 1879-1880г. Музей современного искусства. Нью-Йорк
Мадам Сезанн в оранжнрее, 1890г.
Мадам Сезанн в оранжнрее, 1890г.
Автопортрет в каскетке, 1873г.
Автопортрет в каскетке, 1873г.
Вид на Эстак и виллу д'Иф, 1884г.
Вид на Эстак и виллу д'Иф, 1884г.
Вид на гору Сент-Виктуар со стороны Бельвю, 1883г.
Вид на гору Сент-Виктуар со стороны Бельвю, 1883г.
Поль Алексис читает рукопись Эмилю Золя, 1869г.
Поль Алексис читает рукопись Эмилю Золя, 1869г.
Дом повешенного, 1873г.
Дом повешенного, 1873г.
Современная Олимпия, 1872-1873г.
Современная Олимпия, 1872-1873г.
Десерт, 1877
Десерт, 1877
Портрет Виктора Шоке, ок.1877г.
Портрет Виктора Шоке, ок.1877г.
Поворот дороги в Провансе, 1868г.
Поворот дороги в Провансе, 1868г.
Сена в Берси, 1876г.
Сена в Берси, 1876г.
Камни в роще, 1894/1898г.
Камни в роще, 1894/1898г.
Крестьянский дом. Каштаны в Жа де Буффан, 1894г.
Крестьянский дом. Каштаны в Жа де Буффан, 1894г.
В лесу, 1898г.
В лесу, 1898г.
Тюльпаны в вазе, 1890г.
Тюльпаны в вазе, 1890г.
Вид на гору Сент-Виктуар со стороны карьера Бибемю, ок.1897г.
Вид на гору Сент-Виктуар со стороны карьера Бибемю, ок.1897г.
Шато-Нуар, 1900-1904г.
Шато-Нуар, 1900-1904г.
Занавеси, 1885.Париж, коллекция графа Исаака де Камондо.
Занавеси, 1885.Париж, коллекция графа Исаака де Камондо.
Герань, 1888-1890. Париж, коллекция Мориса Ганья.
Герань, 1888-1890. Париж, коллекция Мориса Ганья.
Натюрморт с яблоками на кухонном столе, ок.1900 г. Париж, коллекция Бернхеима младшего.
Натюрморт с яблоками на кухонном столе, ок.1900 г. Париж, коллекция Бернхеима младшего.
Облокотившийся курильщик, 1895—1900. Париж, коллекция Гертруды Стайн
Облокотившийся курильщик, 1895—1900. Париж, коллекция Гертруды Стайн
Просмотров: 1247 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]