CОМОВ Константин Андреевич
1869, Петербург - 1939, Париж Отец художника, А. И. Сомов, много лет
состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины
и рисунки старых мастеров, которые долгое время со знанием дела собирал
хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К. А. Сомова была хорошим
музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи.
В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за
мольбертами.
В 1889 г. Сомов поступил в АХ, в стенах которой находился до 1897 г. За
этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ,
и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И. Е. Репина. Здесь он создал
две свои картины: "Дама у пруда" и "Людмила в саду Черномора". В них
проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность - то,
что впоследствии определяло манеру художника.
В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где
занимался в частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства.
Одновременно с ним в Париже учились и работали А. Н. Бенуа, Е. Е.
Лансере, А. П. Остроумова и другие "мирискусники". Особенно сблизился
Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в
журнале "Мир искусства" за 1898 г. В этой статье художественный критик
подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей,
Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в.
(А. Ватто, Н. де Ларжильер), "малых голландцев" и русской живописи
первой половины XIX в.
Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были
созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и
А. П. Остроумовой (1901). Вершиной творчества в этот период стал
портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900),
изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и
надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью
соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию
мечты и реальности.
Особое место занимают графические портреты Сомова. Выполненные
карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или
белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и
тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И.
Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е.
Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.
Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной
иллюстрации. В начале XX в. художники "Мира искусства", среди которых
был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства.
Оформление книги, все ее элементы - шрифт, формат, обрез, обложка,
заставки и виньетки - должны были составлять единое целое.
Наряду с другими "мирискусниками" Сомов принимал самое деятельное
участие в графическом оформлении журналов "Мир искусства" и
"Парижанка", периодического издания "Художественные сокровища России" и
др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил "Книгу маркизы"
Ф. фон Блея (1918), используя характерный для XVIII в. черно-белый
силуэт и стилизованные "китайские мотивы". Стилизацией, ориентированной
на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет "Графа
Нулина" А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же
стилистическом ключе портрет самого А. С. Пушкина (1899), в котором
юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого
вдохновения.
"Мирискуснические" черты - ретроспективизм и интерес к мистификациям -
прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В. Гоголя "Портрет" и
"Невский проспект". Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым,
всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для
издания стихотворений К. Д. Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина",
фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова "Corardens", титульный
лист книги А. А. Блока "Театр" (все 1907) и др. Строгость композиции и
декоративная звучность колорита отличают эти работы художника.
Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет,
жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы -
"Сумерки в старом парке", "Конфиденции" (обе 1897), "Поэты" (1898),
"Купальщицы" (1899) и др. - отмечены гармонией цвета и игрой фактуры,
передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы.
Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в.
прослеживаются в таких картинах, как "Вечер" (1902), где ритм
повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными
движениями дам в причудливых туалетах. Чарующий неподвижный пейзаж,
плоскост-ный и декоративный, характерен и для картины "Волшебство"
(1920) с ее томной и жеманной героиней.
Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова.
Таковы картины "Эхо прошедшего времени" (1903), "Арлекин и смерть"
(1907), "Осмеянный поцелуй" (1908), "Зима. Каток" (1915).
Помимо живописи и графики художник много и успешно работал в области
мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: "Граф
Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905)и др.
Экспонируя свои произведения на выставках "Мира искусства", СРХ,
персональной выставке 1903 г. в Петербурге, на берлинском "Сецессионе"
и парижском Осеннем Салоне 1906 г., Сомов приобрел широкую известность.
Февральскую революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую
- сдержанно, но лояльно. И хотя на его антикварную коллекцию была дана
охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь
продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог.
Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их
для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику
предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской
выставкой в США, он охотно согласился. В начале декабря 1923 г.
устроители выставки покинули Россию. Сомов тогда даже не предполагал,
что больше не вернется на родину. Однако, оказавшись в Нью-Йорке, затем
в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был поглощен
насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с друзьями
и единомышленниками. Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции,
Сомов навсегда остался во Франции.
Последние годы жизни художник был тяжело болен, с трудом ходил, но и
тогда продолжал интенсивно работать.
Пейзаж с радугой. 1915. Масло
Дама в голубом (Портрет Е. М. Мартыновой). 1897-1900. Масло
Портрет Мстислава Добужинского. 1910. Графитный карандаш, сангина
Арлекин и дама (Фейерверк). 1912. Гуашь, акварель
Зима. Каток. 1915. Масло
Юноша на коленях перед дамой. 1916. Гуашь
Арлекин и смерть. 1907. Гуашь, акварель
|