Леонардо да Винчи (1452-1519)
Leonardo
da Vinci
Великий
итальянский художник и ученый, совершеннейший представитель того типа
"универсального человека", который был идеалом итальянского Ренессанса.
Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств
художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи
создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим
идеалам. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо
(1467-72).
Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где
художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а
также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению
научных интересов юного Леонардо да Винчи. В ранних произведениях
(голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение",
около 1474; "Мадонна Бенуа", около 1478) Леонардо развивает традиции
кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью,
иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой; в композиции "Поклонение
волхвов" (1481-82) он превращает религиозный сюжет в зеркало
разнообразнейших человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы
подготовительного рисунка.
Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и
натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский
карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), Леонардо
добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к
гротеску), а физические особенности и движения человеческого тела
приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.
На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Леонардо да Винчи выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий.
Свыше 10 лет Леонардо да Винчи работает над монументом Франческо
Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная
модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии
Милана французами в 1500; известна лишь по подготовительным наброскам).
На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В
"Мадонне в скалах" (1483-94) излюбленная Леонардо да Винчи тончайшая
светотень ("сфумато") играет роль духовно-связующего начала,
подчёркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены
здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены
геологические наблюдения Леонардо.
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи создaт
роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за особенностей примененной
Леонардо да Винчи техники - масло с темперой - сохранилась в сильно
поврежденном виде; в 20 в. реставрирована); высокое этическое
содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях её
композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в
предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. "Тайная вечеря"
знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства.
Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывает различные
варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. В Милане
вокруг Леонардо да Винчи возникает круг учеников.
Последующие годы Леонардо да Винчи проводит в непрестанных переездах
(Флоренция; Мантуя и Венеция; Милан; Рим; Франция). Во Флоренции
Леонардо да Винчи работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при
Ангьяри", 1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона),
которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени;
здесь в исступлённой схватке конных воинов показано "зверское безумие"
войны (по выражению самого Леонардо да Винчи).
В портрете Моны Лизы (так называемая "Джоконда"; около 1503) образ
богатой горожанки предстaт воплощением возвышенного идеала
женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным
элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в
холодной дымке.
К
поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат: проекты памятника
маршалу Тривульцио (1508-12); "Святая Анна с Марией и младенцем
Христом" (около 1500-07), завершающая поиски мастера в области
свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции;
"Иоанн Креститель" (около 1513-17), где слащавая двусмысленность образа
свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Леонардо
да Винчи; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так
называемый цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около
1514-16), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом
стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности
природных процессов.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются
его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на
разговорном итальянском языке. Сам Леонардо да Винчи не оставил
систематического изложения своих мыслей.
"Трактат о живописи", составленный после смерти Леонардо да Винчи его
учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую
художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во
многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для самого
Леонардо да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в
"споре искусств" пальму первенства живописи, Леонардо да Винчи понимал
её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который
воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные
проявления разумного начала, царящего в природе.
Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными
наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои
заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской
энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в
его эпоху идеалу учёного-эрудита, Леонардо да Винчи был наиболее ярким
представителем нового, основанного на эксперименте естествознания.
Собранные
Леонардо да Винчи наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных
сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к
утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной
перспективы. Универсальность оптических законов была связана для
Леонардо да Винчи с представлением об однородности Вселенной; он,
подобно Николаю Кузанскому, был близок к созданию гелиоцентрической
системы, считая Землю "точкой в мироздании".
Изучая устройство человеческого глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения.
В анатомических исследованиях Леонардо да Винчи, обобщая результаты
вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности
рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Леонардо да
Винчи впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские
предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам
эмбриологии и сравнительной анатомии.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519, оставив по завещанию свои рисунки и
бумаги Франческо Мельци, ученику, который хранил их всю свою жизнь. Но
после его смерти все бесчисленные бумаги разошлись по всему миру, часть
утеряна, часть хранится в разных городах, в музеях мира.
Осталось большое количество рисунков Леонардо, сделанных сангиной,
цветными мелками, пастелью (именно Леонардо приписывается изобретение
пастели), серебряным карандашом, мелом.
М. H. Соколов.
БСЭ.
| |
|