Главная » 2008 » Сентябрь » 26 » Типы растворителей, Добавки, Консерванты
00:25
Типы растворителей, Добавки, Консерванты

Типы растворителей

Печать E-mail
Автор Administrator   
25:05:2008 г.

Безводные растворители, которыми пользуются многие художники, можно разделить на семь групп.

Терпеновые растворители. Являются старейшими растворителями в индустрии красок. О них уже шла речь в разделе, посвященном живице, смолам, бальзамам и эфирным маслам (см. с. 32); они включают скипидар, пинен и хвойное масло. Скипидар используется в изготовлении смолистых лаков, таких, как даммаровый лак. Хвойное масло применяется для замедления процесса образования пленки: оно может также использоваться в качестве антипенного реагента и обладает некоторым антибактериальным действием.

Растворители типа «разжижитель»

В целях контроля над такими свойствами, как текучесть и интенсивность испарения, смоляные растворы часто разбавляются жидкостью, которая не является растворителем смол. Этот состав получил название «разжижитель», а его добавление должно тщательно контролироваться; в противном случае смола может осаждаться из раствора.

В качестве альтернативы в раствор смолы можно добавлять разбавители для достижения необходимой консистенции. Такими средствами обычно служат растворители для смол — они не вызывают их осаждения.

Углеводородные (неполярные) растворители. В настоящее время данный вид растворителей в большой степени заменяет терпены в качестве наиболее типичных растворителей, используемых в создании поверхностных слоев. Коммерческие углеводородные растворители, получаемые методом дистилляции, обычно представляют собой смеси родственных соединений. Углеводородные растворители делятся на три класса:

• алифатические: это — углеводороды со структурой прямой, незамкнутой цепи, более известные под названием «парафины» (не путать с парафиновым осветительным маслом, которое является смесью углеводородов нефти). Они включают бензин, парафин, вазелин и воск. Уайт-спирит представляет собой смесь алифатических и ароматических углеводородов;

• нафтеновые: это — углеводороды с циклической структурой — соединения, содержащие замкнутые кольца, а не молекулы открытой, незамкнутой цепи. Растворители без запаха могут содержать высокие пропорции (большое количество) нафтенов, если ароматические компоненты были преобразованы в процессе гидрирования;

• ароматические: это — циклические углеводороды, которые содержат бензольное кольцо. Примерами могут служить толуол и ксилол, которые обычно используются для консервации.

Насыщенные кислородом (полярные) растворители. Это — лучшие растворители для полярных, пленкообразующих материалов, таких, как шеллак, эфиры целлюлозы, смолы мочевины/формальдегида и мелами-на/формальдегида и виниловые смолы.

Спирты. Примерами спиртов могут служить метанол (СНзОН), этанол (С2Н2ОН), изопропанол (СНзСНг(ОН)СНз) и бутанол (СШСН2СН2ОН).

Художник может обнаружить их в качестве растворителей для шеллака, мастикса и депарафинизирующих даммаровьж смол (см. с. 34). Денатурат представляет собой этанол, содержащий до 4 процентов метанола; он может использоваться как растворитель для поливинилацетата в фиксативах для закрепления угольных рисунков.

Эфиры. Эти вещества обладают характерным запахом. Возможно, амилацетат — наиболее известный из них. обладает запахом грушевой эссенции в клеях и лаке для ногтей. Особый интерес для художника представляют этилацетат и бутил-ацетат, которые содержатся в аэрозольных фиксативах и эфироцеллю-лозных лаках. Они легко воспламеняются и обладают наркотическим действием.

Кетоны. Кетоны, такие, как ацетон, часто используются реставраторами для удаления лаков, не поддающихся растворению углеводородами. В этом случае используется уайт-спирит в качестве растворителя типа «разжижитель».

Ацетон находит самое широкое применение в материалах и техниках живописи, а также в других областях. Являясь основным компонентом большинства коммерческих средств для удаления краски, он хорошо и в любых пропорциях смешивается с водой, маслом и многими другими растворителями. Ацетон особенно эффективен в смесях растворителей.

Эфиры гликоля. Данную группу растворителей, включающую целло-зольвы, можно обнаружить в специальных лаках, основанных на натуральных смолах, нитроцеллюлозе и синтетических смолах. Следует, по возможности, избегать их использования, если условия не позволяют обеспечить тщательный контроль при работе, поскольку эти эфиры легко поглощаются кожей, вызывая необратимые токсикологические реакции.

Добавки

Печать E-mail
Автор Administrator   
25:05:2008 г.

ВПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРАСОК, ЛАКОВ, вспомогательных средств для живописи и других художественных материалов используется целый ряд ингредиентов, которые еще не обсуждались на предыдущих страницах. Они включают консерванты, пластификаторы, сиккативы, поверхностно-активные вещества, наполнители и сухие разбавители, а также загустители. Сиккативы, как правило, используются только в масляных красках, материалах для масляной живописи и лаках. Эти добавки также время от времени обсуждаются в соответствующих разделах книги.

Использование добавок

Добавки, о которых будет рассказано ниже, обычно ис- течение всего срока годности. За исключением, вероятно,

пользуются производителями коммерческих худо- нескольких определенных сиккативов и применения в

жественных материалов, которые стремятся сохранить качестве поверхностно-активного вещества средства

единство и последовательность в изготовлении своей «бычья желчь», эти добавки, как правило, не использу-

продукции, а также неизменность ее свойств в ются самими художниками.

Консерванты

Печать E-mail
Автор Administrator   
25:05:2008 г.

Консерванты добавляются в состав акварельных и акриловых красок и средств, чтобы не допустить образования плесени на поверхности и распространения бактерий в структуре краски. Некоторые виды бактерий оказывают крайне негативное влияние на стабильность красок — особенно акварели, в которой они снижают содержание гуммиарабика, вызывая разжижение (т. е. уменьшение вязкости) краски.

В качестве антисептических и дезинфицирующих средств традиционно применялись камфара, тимол, эвгенол, фенол и формальдегид. Фенол и формальдегид, получившие широкое распространение в производстве акварельных красок, — чрезвычайно токсичные вещества; сейчас существуют строгие ограничения, касающиеся допустимого уровня их использования.

Осознавая существующую опасность для здоровья художников, связанную с применением консервантов, производители пытаются найти для них эффективные альтернативные заменители, содержащие вредные вещества в низких концентрациях. Они заменяются соединениями РСМС и РСМХ — в учебных красках и производными соединения изотиазолон — в акриловых и акварельных красках. Однако информация о потенциальной опасности химических веществ распространяется сегодня быстрее, чем когда-либо, и некоторые из этих альтернативных продуктов сейчас классифицируются как кожные сенсибилизаторы — в особенности смесь

изотиазолона (известная как MIT/CMIT), содержащаяся в таких продуктах, как Kathon, который был оценен в Европе очень низко. К счастью, в настоящее время некоторые изотиазолоны считаются допустимыми, равно как и доноры формальдегидов с низким уровнем выделения формальдегидов. Данные вещества и консерванты, разрешенные к применению в пищевых и косметических продуктах, можно обнаружить и в современных художественных материалах.

Объем необходимого консерванта существенно варьируется в зависимости от особенностей пигмента. Например, черные требуют высокой концентрации консерванта, возможно, из-за их способности поглощать тепло, которое, в свою очередь, способствует инкубации бактерий. Некоторые материалы — как, например, гуммитрагант — в большей степени способствуют образованию плесени по сравнению с другими средствами; поэтому содержание консерванта в красках, где гумми используется в качестве загустителя, значительно выше.

Существует и еще один важный аспект — реактивность определенных пигментов к присутствию консервантов. По этой причине, например, пигменты quinacridones и некоторые лаковые пигменты на алюминиевой основе нельзя использовать в комбинации с фенолом; поэтому вместо него применяют формальдегид.

В соответствии с законами Европейского Союза все консерванты

классифицируются как опасные вещества: они могут оказывать вредное, токсическое и раздражающее воздействие на организм человека.

Просмотров: 2011 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]