Безводные растворители, которыми пользуются многие художники, можно разделить на семь групп.
Терпеновые растворители. Являются старейшими растворителями в индустрии
красок. О них уже шла речь в разделе, посвященном живице, смолам,
бальзамам и эфирным маслам (см. с. 32); они включают скипидар, пинен и
хвойное масло. Скипидар используется в изготовлении смолистых лаков,
таких, как даммаровый лак. Хвойное масло применяется для замедления
процесса образования пленки: оно может также использоваться в качестве
антипенного реагента и обладает некоторым антибактериальным действием.
Растворители типа «разжижитель»
В целях контроля над такими свойствами, как текучесть и
интенсивность испарения, смоляные растворы часто разбавляются
жидкостью, которая не является растворителем смол. Этот состав получил
название «разжижитель», а его добавление должно тщательно
контролироваться; в противном случае смола может осаждаться из
раствора.
В качестве альтернативы в раствор смолы можно добавлять разбавители
для достижения необходимой консистенции. Такими средствами обычно
служат растворители для смол — они не вызывают их осаждения.
Углеводородные (неполярные) растворители. В настоящее время данный
вид растворителей в большой степени заменяет терпены в качестве
наиболее типичных растворителей, используемых в создании поверхностных
слоев. Коммерческие углеводородные растворители, получаемые методом
дистилляции, обычно представляют собой смеси родственных соединений.
Углеводородные растворители делятся на три класса:
• алифатические: это — углеводороды со структурой прямой,
незамкнутой цепи, более известные под названием «парафины» (не путать с
парафиновым осветительным маслом, которое является смесью углеводородов
нефти). Они включают бензин, парафин, вазелин и воск. Уайт-спирит
представляет собой смесь алифатических и ароматических углеводородов;
• нафтеновые: это — углеводороды с циклической структурой —
соединения, содержащие замкнутые кольца, а не молекулы открытой,
незамкнутой цепи. Растворители без запаха могут содержать высокие
пропорции (большое количество) нафтенов, если ароматические компоненты
были преобразованы в процессе гидрирования;
• ароматические: это — циклические углеводороды, которые содержат
бензольное кольцо. Примерами могут служить толуол и ксилол, которые
обычно используются для консервации.
Насыщенные кислородом (полярные) растворители. Это — лучшие
растворители для полярных, пленкообразующих материалов, таких, как
шеллак, эфиры целлюлозы, смолы мочевины/формальдегида и
мелами-на/формальдегида и виниловые смолы.
Спирты. Примерами спиртов могут служить метанол (СНзОН), этанол (С2Н2ОН), изопропанол (СНзСНг(ОН)СНз) и бутанол (СШСН2СН2ОН).
Художник может обнаружить их в качестве растворителей для шеллака,
мастикса и депарафинизирующих даммаровьж смол (см. с. 34). Денатурат
представляет собой этанол, содержащий до 4 процентов метанола; он может
использоваться как растворитель для поливинилацетата в фиксативах для
закрепления угольных рисунков.
Эфиры. Эти вещества обладают характерным запахом. Возможно,
амилацетат — наиболее известный из них. обладает запахом грушевой
эссенции в клеях и лаке для ногтей. Особый интерес для художника
представляют этилацетат и бутил-ацетат, которые содержатся в
аэрозольных фиксативах и эфироцеллю-лозных лаках. Они легко
воспламеняются и обладают наркотическим действием.
Кетоны. Кетоны, такие, как ацетон, часто используются реставраторами
для удаления лаков, не поддающихся растворению углеводородами. В этом
случае используется уайт-спирит в качестве растворителя типа
«разжижитель».
Ацетон находит самое широкое применение в материалах и техниках
живописи, а также в других областях. Являясь основным компонентом
большинства коммерческих средств для удаления краски, он хорошо и в
любых пропорциях смешивается с водой, маслом и многими другими
растворителями. Ацетон особенно эффективен в смесях растворителей.
Эфиры гликоля. Данную группу растворителей, включающую целло-зольвы,
можно обнаружить в специальных лаках, основанных на натуральных смолах,
нитроцеллюлозе и синтетических смолах. Следует, по возможности,
избегать их использования, если условия не позволяют обеспечить
тщательный контроль при работе, поскольку эти эфиры легко поглощаются
кожей, вызывая необратимые токсикологические реакции.
Добавки |
|
|
Автор Administrator
|
25:05:2008 г. |
ВПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРАСОК, ЛАКОВ, вспомогательных средств для
живописи и других художественных материалов используется целый ряд
ингредиентов, которые еще не обсуждались на предыдущих страницах. Они
включают консерванты, пластификаторы, сиккативы, поверхностно-активные
вещества, наполнители и сухие разбавители, а также загустители.
Сиккативы, как правило, используются только в масляных красках,
материалах для масляной живописи и лаках. Эти добавки также время от
времени обсуждаются в соответствующих разделах книги.
Использование добавок
Добавки, о которых будет рассказано ниже, обычно ис- течение всего срока годности. За исключением, вероятно,
пользуются производителями коммерческих худо- нескольких определенных сиккативов и применения в
жественных материалов, которые стремятся сохранить качестве поверхностно-активного вещества средства
единство и последовательность в изготовлении своей «бычья желчь», эти добавки, как правило, не использу-
продукции, а также неизменность ее свойств в ются самими художниками.
Консерванты |
|
|
Автор Administrator
|
25:05:2008 г. |
Консерванты добавляются в состав акварельных и акриловых красок и
средств, чтобы не допустить образования плесени на поверхности и
распространения бактерий в структуре краски. Некоторые виды бактерий
оказывают крайне негативное влияние на стабильность красок — особенно
акварели, в которой они снижают содержание гуммиарабика, вызывая
разжижение (т. е. уменьшение вязкости) краски.
В качестве антисептических и дезинфицирующих средств традиционно
применялись камфара, тимол, эвгенол, фенол и формальдегид. Фенол и
формальдегид, получившие широкое распространение в производстве
акварельных красок, — чрезвычайно токсичные вещества; сейчас существуют
строгие ограничения, касающиеся допустимого уровня их использования.
Осознавая существующую опасность для здоровья художников, связанную
с применением консервантов, производители пытаются найти для них
эффективные альтернативные заменители, содержащие вредные вещества в
низких концентрациях. Они заменяются соединениями РСМС и РСМХ — в
учебных красках и производными соединения изотиазолон — в акриловых и
акварельных красках. Однако информация о потенциальной опасности
химических веществ распространяется сегодня быстрее, чем когда-либо, и
некоторые из этих альтернативных продуктов сейчас классифицируются как
кожные сенсибилизаторы — в особенности смесь
изотиазолона (известная как MIT/CMIT), содержащаяся в таких
продуктах, как Kathon, который был оценен в Европе очень низко. К
счастью, в настоящее время некоторые изотиазолоны считаются
допустимыми, равно как и доноры формальдегидов с низким уровнем
выделения формальдегидов. Данные вещества и консерванты, разрешенные к
применению в пищевых и косметических продуктах, можно обнаружить и в
современных художественных материалах.
Объем необходимого консерванта существенно варьируется в зависимости
от особенностей пигмента. Например, черные требуют высокой концентрации
консерванта, возможно, из-за их способности поглощать тепло, которое, в
свою очередь, способствует инкубации бактерий. Некоторые материалы —
как, например, гуммитрагант — в большей степени способствуют
образованию плесени по сравнению с другими средствами; поэтому
содержание консерванта в красках, где гумми используется в качестве
загустителя, значительно выше.
Существует и еще один важный аспект — реактивность определенных
пигментов к присутствию консервантов. По этой причине, например,
пигменты quinacridones и некоторые лаковые пигменты на алюминиевой
основе нельзя использовать в комбинации с фенолом; поэтому вместо него
применяют формальдегид.
В соответствии с законами Европейского Союза все консерванты
классифицируются как опасные вещества: они могут оказывать вредное, токсическое и раздражающее воздействие на организм человека.
|
|
|