Классификация растительных масел зависит от способа их обработки. Можно выделить три основные типа.
Полимеризированное масло (Stand oil).
Вязкость масла можно увеличить посредством нагрева до 300 °С без
доступа воздуха — до тех пор, пока не будет получен необходимый уровень
вязкости. Масло претерпевает молекулярные изменения, в результате
которых происходит его полимеризация. Полимеризированное льняное масло
особенно эффективно в составе вспомогательных средств для живописи.
Разбавленное скипидаром или уайт-спиритом, оно придает масляным краскам
превосходную текучесть и выравнивающие свойства. Эти качества
недостижимы при использовании сырого необработанного масла.
Полимеризированное масло высыхает медленно, так как процесс
полимеризации происходит без окисления, но после высыхания масла
тенденция к пожелтению значительно ослабляется, и,
кроме того, масло становится более эластичным по сравнению с необработанными видами. Добавив сиккатив, можно
усилить пленкообразующие характеристики масла. Как правило,
используются сиккативы, содержащие свинец, марганец и кобальт. Эти
вещества значительно ускоряют процесс самоокисления, но следует
тщательно контролировать процесс их добавления, так как избыточный
объем данных элементов может вызвать образование морщин и трещин на
масляной пленке.
Масло, обесцвеченное и сгущенное действием солнечных лучей. Данные
виды масел полимеризируются в результате окисления, поэтому они
высыхают быстрее, чем масло Stand oil. В течение многих столетий
художники использовали масло, обесцвеченное и сгущенное под
воздействием солнечных лучей. В основе приготовления данного вида масел
лежит процесс его взбалтывания и перемешивания в равнозначном объеме
воды; затем по достижении готовности к использованию масло фильтруется
и отделяется от воды. Специалисты утверждают, что отбеливающее действие
солнечных лучей обладает лишь временным эффектом: при последующем
высыхании и затвердевании масла его цвет становится более темным.
Солнечный свет просто обесцвечивает непрочный растительный краситель и
не оказывает существенного влияния на процесс пожелтения красок,
который происходит впоследствии.
Масла вареное (олифа) и оксидированное. Использование вареных масел
(подвергнутых термической обработке в присутствии сиккативов) вызывало
повреждение и преждевременное разрушение структуры картин в прошлом,
поэтому их применение не рекомендовано. Если вы используете олифы для
ускорения процесса высыхания,
будьте очень осторожны. Продутые (оксидированные) виды масел,
прошедшие частичную полимеризацию в процессе тепловой обработки (150°С)
с доступом воздуха, иногда используются в качестве альтернативы маслам,
подвергшимся солнечному воздействию, если обстоятельства не позволяют
использовать солнечный свет. Они обеспечивают более быстрое высыхание
по сравнению с полимеризированным маслом, которое нагревается без
доступа воздуха; но в остальном обладает аналогичными характеристиками.
Процесс высыхания масляной пленки. Процесс высыхания определяет
наилучший способ нанесения масляной краски, обеспечивающий ее стойкость
и долговечность. После нанесения на поверхность основы краска
абсорбирует кислород из воздуха и изменяет свою структуру — переходит
из жидкого состояния в твердое, образуя прочную цельную пленку. В
течение этого сложного процесса, называемого «полимеризацией
самоокислением», молекулы масла связываются между собой, создавая
полимерную структуру.
Одновременно с процессом поглощения кислорода (а, следовательно,
увеличением веса) масляная пленка высвобождает летучие побочные
вещества. Ничто не должно препятствовать их высвобождению, если важно
обеспечить хорошие характеристики высохшей пленки. Таким образом,
стараясь создать надежную структуру будущей картины, художник должен
применять принцип «жирным по тонкому», согласно которому каждый
последовательно наносимый слой краски содержит несколько больший объем
масла (жирных веществ), чем предыдущий. Слой краски должен высохнуть
перед нанесением следующего слоя, и не следует торопиться с покрытием
картины лаком. Эти проблемы детально обсуждаются в главе «Масляные
краски» (см. с. 197).
Специалисты выделяют следующие основные стадии полимеризации пленки льняного масла:
• небольшие изменения консистенции;
• выраженное изменение, переход из жидкого состояния в состояние затвердевающего геля;
• дальнейшие небольшие изменения консистенции по мере затвердевания геля.
Эфирные масла |
|
|
Летучие масла, которые обсуждались ранее, также называются эфирными
маслами и их можно получать из различных растительных источников.
Многие эфирные масла представляют собой смеси летучих компонентов с
нелетучими веществами, которые образуются в процессе дистилляции. Это —
бесцветные или слегка желтоватые непосредственно после приготовления
жидкости, часто темнеющие под воздействием воздуха и световых лучей и
образующие смоляные вещества. Именно по этой
Причине скипидар, например, следует хранить в темных или накрытых
емкостях; при этом по мере использования необходимо поддерживать
постоянный уровень состава в емкости, дополняя его чистым стеклярусом
или аналогичными материалами. Таким образом, можно свести содержание
воздуха в емкости к минимуму.
Эфирные масла, как правило, используются в качестве разбавителей и растворителей.
Состав
Состав эфирных масел достаточно сложен: своими принципиально важными
характеристиками они, главным образом, обязаны присутствию спиртов и
углеводородов. Состав масел может значительно варьироваться в
зависимости от источника.
Например, английское лавандовое масло может содержать 10 процентов
эфиров, в то время как масло того же растения во Франции может выделять
до 35 процентов. Эфирные масла экстрагируются различными
методами, включая процессы элементарного выжимания и ферментации.
Большинство обычно используемых масел подвергаются дистилляции водой и
паром.
Типы эфирных масел
Существуют шесть типов эфирных масел, которые представляют интерес для художников.
Скипидар (терпентиновое масло).
Скипидар производится методом дистилляции из выделений живич-ных
смол разнообразных сосновых деревьев. Живица (или смола) представляет
собой неочищенный терпентин, нелетучий осадок известен под названием
канифоль (см. с. 32).
Типичные источники сырья для скипидара — сосна болотная (Pinus
palustris) в США, сосна приморская (Pinus pinaster) во Франции и
Португалии и сосна обыкновенная (Pinus sylvestris) в России. Скипидар
лучшего качества производится методом водной дистилляции. Продукт
низкого качества, получаемый в процессе дистилляции паром,
изготавливается из корней, бревен или пней и носит название «Скипидар
сухой перегонки». Токсичность терпентина варьируется в зависимости от
составляющих компонентов, а следовательно, от источника сырья; основным
компонентом скипидара является a-пинен и b-пинен. Очень часто
используется процесс повторной дистилляции или ректификации для
удаления загустевших смолистых компонентов.
Терпентиновое масло можно встретить под различными наименованиями:
«Скипидар живичный» «Скипидар очищенный», «Скипидар экстракционный».
Для живописи выпускают очищенную фракцию скипидара под названием
«Пинен». Он используется для разбавления
масляных красок, в качестве растворителя для приготовления смолистых
лаков (таких, как даммаровый лак): как ингредиент целого ряда
материалов для живописи, а также для решения многих задач в живописных
техниках и при консервации работ.
Лавандовое масло. Этот продукт производится способом дистилляции из
специфической разновидности лаванды — растения Lavandula spica: это —
сложная смесь веществ linalool, cinede, d-пинена, d-camphene и камфара.
В прошлом это масло получило широкое распространение в качестве
разбавителя (см. с. 39), несмотря на то, что оно представляет собой
менее летучий состав, чем терпентин, и процесс его испарения может
занять несколько дней. В XVII веке считалось, что небольшой объем
лавандового масла, добавленный в смесь белых и синих пигментов,
перетертых в маковом масле, предотвращает выцветание красок. Лавандовое
масло также использовалось в лаках на основе мягких смол, как
растворитель воска и альтернативный разбавитель красок теми
художниками, которые плохо переносили запах скипидара (их часто
преследовали головные боли).
Материалы на основе растворенного воска в масле лаванды могут
использоваться с масляными красками там, где необходимо создать
видимость матового покрытия. Гвоздичное масло. Масло производится из
бутонов, почек и стеблей гвоздичного дерева Suzugium aromaticum. Оно
обладает антисептическими свойствами и может использоваться как
консервирующая и ароматическая добавка в составе акварельных красок.
Гвоздичное масло, кроме того, применяется в качестве замедлителя
процесса
высыхания масляных красок, что, в частности, позволяет перенести
работу над картиной на следующий день. Тем не менее некоторые
специалисты утверждают, что в этом случае использование гвоздичных
масел может иметь негативные
последствия, поскольку оказывает сильное растворяющее воздействие на уже нанесенные слои красок и вызывает их почернение.
Лимонное масло. В основе лимонного масла лежит продукт простого
выжимания свежих лимонных корок. Это — одно из наиболее сложных эфирных
масел, содержащих — среди прочих элементов — а-пинен, b-пинен, кам-фен
и b-феландрен. Подобно апельсиновому маслу, часто добавляется в
качестве повторного ароматизатора в растворители.
Хвойное масло. Этот продукт представляет собой летучее масло, производимое из иголок и молодых побегов хвойных деревьев.
Тимьяновое масло. Производится из растения рода Thymus vulgaris,
масло содержит 20 процентов тимола, который используется в качестве
консерванта в некоторых акварельных красках.
| |