Эта важнейшая группа пигментов представляет собой сложные соединения
углерода, которые не встречаются в естественной среде, а производятся в
лабораторных условиях.
Светостойкие синтетические органические пигменты используются с 1935
года, когда были получены голубая ФЦ и зеленая ФЦ. Они сравнительно
дешевы в производстве и отличаются превосходной интенсивностью.
Похожими качествами обладают и пигменты недавних разработок —
Quinacridones,
Isoindolinones, дисазопигменты и многие азопиг-менты (см. с. 13).
За исключением ализарина и индиго, эти синтетические пигменты не
имеют отношения к натуральным красителям. Синтетические пигменты
прошлых лет, производившиеся на основе каменноугольной смолы, обладали
низкой светостойкостью и были заменены пигментами из нефтяных
химических продуктов; многие из них чрезвычайно светостойкие.
Характеристики синтетических органических пигментов
Существуют три типа органических пигментов:
• нерастворимые красители;
• лаки — пигменты, созданные в результате осаждения или фиксации растворимого красителя на инертном пигменте или субстрате;
• тонеры — соли металлов органических красителей.
Данные пигменты — синтетические продукты различных химических
реакций с использованием веществ, называемых «промежуточными
соединениями», которые вступают в реакцию
и образуют цветной краситель. Различают четыре типа реакций:
1 промежуточное соединение А + промежуточное соединение В = нерастворимый краситель;
2 промежуточное соединение А + промежуточное соединение В = растворимый краситель;
3 растворимый краситель + осаждающее средство + основа = лак;
4 растворимый краситель + осаждающее средство = тонер. Самые
современные синтетические органические пигменты ярче, интенсивнее и
эластичнее традиционных пигментов.
Тем не менее существует множество доступных продуктов, которые — при
внешней схожести и родственной химической структуре — имеют совершенно
различные рабочие характеристики. Пигменты желтые 12 и 13 (Pigments
Yellow 12, 13), например, выглядят практически идентично; но первый
обладает очень низкой светостойкостью, а светостойкость второго
оценивается в диапазоне от средней до хорошей. Если при выборе
материалов вы готовы положиться на компетентность производителей
красок, нужно быть уверенным в точности химического типа
пигмента, светостойкость которого указана на продукте в соответствии с принятым стандартом.
Производители закупают синтетические органические пигменты у
химических компаний, основными заказчиками которых являются
изготовители пластмасс, промышленных и печатных красок. Производимые
пигменты предназначены, в первую очередь, для удовлетворения
потребностей именно этой категории производителей, а не мелких
торговцев красками, которые составляют ничтожный процент рынка.
Производители печатных красок предпочитают оперировать более яркими
пигментами, но, как правило, показатель их светостойкости не является
решающим фактором. Автомобильная промышленность, с другой стороны,
нуждается в долговечных светостойких пигментах и производители
подвергают их крайне «изнурительным» испытательным процедурам.
Выдержавшие тестирование пигменты обладают отличной светостойкостью и
способны сопротивляться воздействию суровых атмосферных условий. Именно
из продукции этой категории художники должны выбирать свои краски.
Светостойкость. Несмотря на то, что специалисты-химики не без
оснований уверены в хорошей светостойкости любого синтетического
пигмента, только время может подтвердить их правоту. В конце концов,
эти пигменты еще очень «молоды»; в отличие от них натуральные земляные
цвета существуют уже миллионы лет.
Смачивание и дисперсия. Вы можете самостоятельно приготовить
средства для живописи, используя синтетические органические пигменты,
но этот процесс будет осложнен из-за легкости и воздушности пигмента в
порошковой форме (в противовес старым, более плотным пигментам).
Пигменты являются химикатами, и, несмотря на безопасность большинства
из них, художник должен носить маску, чтобы предотвратить проникновение
пигментной пыли в дыхательные пути. Тонко измельченные частицы — это, в
сущности, пыль, которая проникает повсеместно. Поэтому советую
оборудовать закрытое рабочее помещение системой вентиляции. (См.
информацию о мерах безопасности на с. 370.)
Недавняя разработка — гранулы IRGALITE Granules (патент Ciba). Они
образуют минимальный объем пыли и при этом не оказывают негативного
воздействия на процесс дисперсии и период рассеивания частиц. Гранулы
предназначены, главным образом, для использования в индустрии печатных
красок, но могут быть с успехом применены и в практике художника.
Перетирание современных синтетических пигментов со связующим
средством в традиционном ключе — далеко не самый эффективный метод
рассеивания пигментных частиц. Некоторые производители поставляют
пигменты в форме водных паст или диспергированные в виниловой или
акриловой смолах. Данные формы пигмента — до процесса перетирания —
представляют более удобную основу для создания определенных живописных
материалов, так как необходимо лишь смешать связующие составы,
наполнители и разбавители с пигментом. Тем не менее большинство
производителей готовы поставить небольшие объемы пигментов по крайне
высоким ценам, так как это — совсем не дешевый производственный
процесс.
Цвет. Интенсивность цвета в огромной степени зависит от размера
частиц пигмента. Размер отдельных частиц синтетических пигментов
колеблется между 0,05 и 0,5 микрон, а размер агрегата пигментного
порошка (в агрегированной форме) может достигать 5-100 микрон. Когда
художнику необходимо добиться непрозрачности краски, приходится
жертвовать интенсивностью цвета в пользу более крупных частиц; если
требуется прозрачная краска, используются частицы очень малых размеров.
Если бы хорошая интенсивность цвета достигалась при тех же размерах
частиц, которые обеспечивают высокую светостойкость, было бы
сравнительно просто приготовить долговечный и яркий пигмент. Но
добиться этого практически невозможно, поэтому производителям
приходится идти на компромисс, выбирая оптимальное соотношение между
интенсивностью цвета и светостойкостью. Если перетирать частицы дорогих
светостойких пигментов до очень малых размеров, они могут полностью
потерять светостойкие качества.
Чистота пигмента. Кроме обычных и простейших операций перетирания и
помола пигмента, производители используют несколько технологических
методов для контроля размера частиц. Иногда они добавляют красители,
чтобы
приостановить рост кристаллов, нагревают пигменты, чтобы заострить
форму и упрочить их структуру, а также усилить светоотражающие
характеристики. Высококачественные пигменты, как правило, продаются в
виде чистых веществ; некоторые пигменты поставляются в соединениях со
смолами, красителями и другими добавками, и вы не всегда можете
уверенно говорить о том, что именно приобрели — в особенности, если
купили низкосортную продукцию.
|