Автопортрет. 1669
Биография Рембрандта
Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий
голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер
ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене.
Во время появления Рембрандта на свет дела его отца
находились в цветущем положении, что позволило ему дать своему четвертому
сыну более тщательное образование, чем то, какое получили старине сыновья,
сделавшиеся ремесленниками. Рембрандт поступил в латинскую школу, с тем,
чтобы впоследствии перейти в лейденский университет. Но школьные занятия не
удовлетворяли Рембрандта; он учился плохо, и в конце концов Гармен ван Рейн
должен был уступить желанию своего сына сделаться живописцем.
Первым учителем, к которому отец отдал Рембрандта, был Якоб
ван Сваненбюрх, весьма посредственный живописец, но, как человек, побывавший
и работавший в Италии, пользовавшийся у своих соотечественников большим
уважением. Пробыв в мастерской этого художника около трех лет, Рембрандт
переехал в Амстердам и поступил там в ученье к Питеру Ластману, ученику Адама
Эльсгеймера. Этот наставник оказал на Рембрандта довольно значительное
влияние и, по-видимому, научил его также гравировальному искусству.
В 1623 г. Рембрандт возвратился на родину, и, по всей
вероятности, в 1628 г., был уже вполне готовым художником; по крайней мере
известно, что в это время он уже имел ученика, а именно знаменитого
впоследствии Герарда Доу. Первые известные картины Рембрандта относятся к
1627 г.
Большое число работ, исполненных им в этот период его
жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался он
совершенствоваться. Все окружающее доставляло ему модели, главным же образом
он пользовался для своих эскизов, картин и гравюр лицами своих близких и
своим собственным.
К этому времени относятся многочисленные портреты его самого,
матери, отца, а также изображения подмеченных им уличных типов и сцен. При
этом Рембрандт работал также и по заказам посторонних лиц, что доказывает,
между прочим, хранящийся в кассельской галерее и
|
Картины
Рембрандта
Автопортрет в молодости
Автопортрет. 1629
Автопортрет. 1640
Автопортрет. 1656
Автопортрет. 1658
Автопортрет. 1668
Сусанна и старцы
Побиение камнями святого Стефана
Софонисба принимает яд
Самсон, загадывающий загадку за свадебным
столом
Венера и Амур
Отречение апостола Петра
Саския
Саския в виде Флоры
Возвращение блудного сына
Ночной дозор
Похищение Ганимеда
Юнона
Еврейская невеста
Философ
Мужчина в золотым шлеме
Портрет Агаты Бас
Старик в кресле
Аристотель
Купающаяся женщина
Вирсавия
Портрет поэта Яна Херманса Крула
Мужчина в доспехах
Портрет матери Рембрандта
Портрет отца Рембрандта
Титус, сын Рембрандта
Титус в монашеском платье
Урок анатомии доктора Тульпа
Андромеда, прикованная к скале
Даная
|
помеченный 1630 г. портрет мужчины с двойной золотой цепью
на шее.
В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, и с тех пор
лишь изредка навещал свой родной город. В Амстердаме он очень быстро достиг
известности; однако, несмотря на массу заказов, он не переставал работать единственно
с целью своего усовершенствования, рисуя с натуры и гравируя интересные типы,
которые попадались на каждом шагу в еврейском квартале города.
В эту пору жизни Рембрандта им были написаны: "Урок
Анатомии" (1632, нах. в Гааге), портрет Коппеноля (нах. в Касселе) и
эрмитажный портрет каллиграфа (1631 г.№ 808). В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии
ван Юленборх, дочери ученого юриста. Этой женитьбой открывается самая
счастливая пора его жизни: он пользуется материальным благосостоянием,
избытком заказов и нужной привязанностью своей молодой супруги.
Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях
этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в
других картинах и гравюрах. Среди портретов Саскии наибольшей известностью
пользуются: - "портрет невесты Pембрандта" (в кассельск. гал.),
"Портрет Саскии" (в дрезд. гал.) и "Рембрандт с его
женою" (там же). Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному
мастеру не надолго. В 1642 г. Саския скончалась; от семилетнего брака у нее
было четверо детей, из которых только один сын, Титюс, пережил свою мать. С
этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему; хотя он и нашел
себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс,
от которой родилась у него дочь, но материальное благосостояние его
пошатнулось вследствие овладевшей им страсти к коллекционерству
художественных предметов и редкостей. Он тратил на них массу денег до такой
степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г.
должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.
Чтобы помочь своему сожителю, Гендрикие, вместе с его
сыном основала компанию, для торговли картинами, эстампами, гравюрами на
дереве и всевозможными редкостями. Несмотря на то, дела Рембрандта шли все
хуже и хуже, особенно после кончины Гендрикие, около 1661 г. Через семь лет
умер и сын художника, Титюс. Очутившись в тяжелом материальном положении,
Рембрандт не терял, однако, энергии, много работал, и все-таки, при всем
своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. Причиной тому
было то, что вкусы публики в это время изменились, и широкое, сочное письмо
Рембрандта, его прием трактовать освещение, сосредоточивать освещение в одном
пункте и оставлять остальные части картины в тени и полутени, перестали
нравиться любителям искусства, которые стали увлекаться тщательно
исполненной, светлой живописью.
Рембрандт умер в крайней бедности, в первых числах октября
1669 г.
В противоположность близорукому суду современников этого
мастера, приговор потомства поставил его на высокое место в истории
искусства. Рембрандт - самый характерный представитель голландской школы
живописи; в его творчество наиболее полно и всесторонне отразились тенденции
этой школы, и благодаря необычайному гению, которым наделила его природа,
произведения его являются как бы синтезом всей северной живописи.
По своему миросозерцанию, Рембрандт, прежде всего,
глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от
того, из какой области он черпает для них сюжеты. Даже в таких изображениях, как
мифологические, Рембрандт не отрешается от действительности, представляет
себе греческих богов и богинь в виде современных ему голландцев и голландок
(как напр. в эрмитажной "Данае"). Еще более того: в некоторых
картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое
представление о присущей античным богам красоте форм, и умышленно вдается в
некоторую карикатурность (напр. "Ганимед" дрезденского музея). Что
касается до картин Рембрандта на религиозные темы, то хотя и в них он остается
верен реалистическому направлению и одевает фигуры в костюмы своего времени,
однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное чувство,
как напр. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников
и последователей Христовых ("Снятие со Креста" в эрмит. гал., 1634;
"Христос с учениками на пути в Эммаус", в луврск. муз., 1648:
гравюра "Христос исцеляет больных"; "Поклонение волхвов",
в букингемск. дв., 1657, и др.).
Портреты Рембрандта, в свою очередь, также реалистичны в
высшей степени, не только точно передают внешние черты, но и выражают
внутренний характер изображенных лиц, весь их нравственный облик, их
национальность, род их деятельности. Последний особенно ярко подчеркивается
аксессуарами, которые художник подбирает, сообразуясь с профессией
представленного персонажа (Эрмитаж. "Каллиграф", гаагский
"Урок анатомии", амстердамская "Гильдия ткачей").
Независимо от присущей рембрандтовским работам жизненности
и совершенно особенных, только одному этому мастеру свойственных технических
приемов, о которых будет сказано ниже, произведения Рембрандта отличаются
гениальной композицией. В его картинах и гравюрах, все имеющее существенное
значение выдвигается, тем или иным способом, на первый план, и главные
действующие лица характеризуются так тонко, что у зрителя не остается никаких
недоумений относительно содержания изображаемой сцены.
Что касается до рисунка, то Рембрандт далеко не всегда
гонится за его правильностью, иногда он прямо умышленно вдается в
преувеличения, с очевидною целью усилить впечатление; зато его рисунок,
подобно композиции, всегда в высшей степени выразителен. Главная
отличительная особенность рембрандтовского колорита - отсутствие красочности
- замечается как в ранних, так и в позднейших его работах; ни в одной из его
картин нет тех красок, какими блещут произведения итальянских мастеров или,
например, работы главы фламандской школы - Рубенса.
Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу
игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой
высоте. В его картинах изображенное представляется как бы окутанным воздухом,
и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты.
Ставя себе задачей преодолевать трудности передачи того или другого светового
эффекта, Рембрандт нередко воспроизводить освещение настолько фантастическое
и искусственное, что дает ученым повод спорить о том, при каком свете -
дневном или ночном - происходить та или другая изображенная им сцена
(например, известная картина амстердамского музея: "Ночной дозор").
Обыкновенно Рембрандт распределяет свет таким образом, что главное по
значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете
(напр. в "Уроке анатомии"), световые же рефлексы от этой главной
группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и,
наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке,
полном воздушности. Впечатление, производимое таким гениальным распределением
света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более
тщательно, чем остальные трактованные широко и сочно, иногда только намеками.
Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта
постепенно. В своих первых, по времени, работах Рембрандт старался изображать
природу в том виде, как она ему представлялась, без погони за световыми
эффектами, хотя уже и в эту пору в его творениях проскальзывают намеки на
будущую рембрандтовскую светотень (напр. "Св. Павел в темнице",
1627, в штутгартской галерее). До наивысшего развития светотень, а вместе с
тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его
деятельности.
Как уже было сказано выше, житейские невзгоды, постигшие
художника, не могли не отозваться на его творчестве. В некоторых картинах,
написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона
сменяются более тусклыми; свет утрачивает свою интенсивность, кисть делается
менее сочной. Однако, такой упадок был только временный, и под конец своей
жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив
своей фактуре еще большие свободу и ширину; так например в 1661 г. им были
написаны: знаменитые "Синдики гильдии ткачей" (наход. в Амстердаме)
и "Возвращение блудного сына" (имп. Эрмитаж, № 797), а в 1682 -
"Еврейская невеста" (в амстердамском музее).
Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же
достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская передача
трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или энергичный ход
гравировальной иглы - отличительные качества Pембрандта, как гравера.
Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком большой труд;
достаточно будет сказать, что его творческая мысль проникала во все сферы
человеческого бытия; портреты, сцены из современной жизни, мифологические,
библейские, евангельские и исторические сюжеты - все это занимало художника.
Однако, преимущественною его любовью пользовались темы из
Библии и Евангелия, как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению
великого мастера. С особенным интересом и наиболее часто он обращался к
истории страданий Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полных
христианского чувства.
Произведения Рембрандта высоко ценятся любителями
искусства; обладание ими составляет гордость всякого музея; всех других
картинных галерей богаче ими Императорский Эрмитаж, в котором насчитываются
42 картины Рембрандта. Великий мастер оказал огромное влияние на всю
голландскую живопись; главные из его непосредственных учеников - Ф. Боль, Г. Флинк,
Г. ван ден Экгоут, А. де Гельдер, Н. Мас, Фабрициюс, Ф. де Конинк. С. ван Гогстратен,
Я. Бакер, Я. де Вет, В. де Портер, Ю. Овенс, А. Вердаль и Дрост. |