Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной
трактовкой образов. Исключительно разносторонний художник, он был автором
композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал
эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации.
Гольбейн родился в Аугсбурге; он был сыном Ганса Гольбейна
Старшего, известного художника, мастера алтарной живописи. После обучения в
мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим
центром искусства и гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел
покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский.
Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн
значительно расширил свой кругозор. Двумя годами позже он отправился, по
рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. В 1528 он вернулся в Базель, а с
1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля
Генриха VIII. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов.
Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.
Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада.
Непосредственной работе над портретом предшествовал краткий период
наблюдения, во время которого художник старался определить для себя важнейшие
черты характера модели. Каждый раз ему удавалось дать поразительно точную и
всестороннюю характеристику личности портретируемого.
Такой подход к работе с моделью проявился уже в ранних
портретах базельских интеллектуалов. В Портрете Бонифация Амербаха (1519,
Базель, Публичное художественное собрание) изображен друг и последователь
Эразма Роттердамского, профессор права Базельского университета. Дух
благородной сдержанности характерен и для Портрета Эразма Роттердамского
(1523–1524, Париж, Лувр). Знаменитый ученый представлен сидящим за пюпитром и
погруженным в размышления. Кисти Гольбейна принадлежит еще несколько
портретов Эразма.
В Англии мастер занимался оформлением придворных
праздников, работал по заказам церкви. В Портрете Томаса Мора (1527,
Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды
канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. В
некоторых портретах Гольбейн раскрыл образ, оперируя не только традиционными
средствами, но и с помощью большого числа красноречивых деталей, размещенных
по всему полю картины. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем)
художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать
дополнительные сведения о личности заказчика.
Гольдбейн пошел еще дальше в использовании атрибутов для
характеристики модели в замечательной картине Французские послы (1533,
Лондон, Национальная галерея). Два богато одетых человека изображены перед
высоким столом, загроможденным множеством предметов, намекающих на их
религиозные, интеллектуальные и художественные интересы. Самым странным в
картине кажется некий вытянутый по форме предмет, помещенный на переднем
плане. Если смотреть на него слева, с близкого расстояния, видно, что это
череп.
Гольбейновские портреты членов английской королевской
фамилии были задуманы и исполнены с целью прославления царственных особ. В
изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы
Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья
жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из
плоти и крови. Каждое ювелирное украшение, каждый фрагмент парчи переданы с
удивительной четкостью; все формы здесь уплощены и сведены к узору. После
смерти Джейн Сеймур Генрих VIII несколько раз посылал Гольбейна за границу,
чтобы писать портреты предполагаемых будущих невест. Сохранился портрет в
полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная
галерея). Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный
портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей
Виктории и Альберта). В этом изображении сочетаются несколько уплощенная,
напоминающая икону трактовка образа и человеческая теплота, умиротворение и
нежность. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим,
Национальная галерея) выглядит почти как икона.
Среди других значительных работ Гольбейна – Лаис
Коринфская (1526, Базель, Публичное художественное собрание; здесь в образе
знаменитой куртизанки, взятом из классической литературы, запечатлена
Магдалена Оффенбург); глубоко личный и камерный по своему характеру портрет
жены и детей, написанный по возвращении в Базель в 1528; Мадонна бургомистра
Мейера (ок. 1528, Дармштадт, Дворцовый музей) – алтарный образ с изображением
Мадонны и базельского бургомистра с семьей у ее ног.
Среди картин на религиозные сюжеты следует отметить такие
произведения, как Мертвый Христос (1521, Базель, Публичное художественное
собрание) и пять композиций Страсти Христовы (1524, там же). Первая из них,
являющаяся, возможно, частью утраченного алтаря, потрясает изображением
застывшего, высохшего тела Христа. В 1524–1526 Гольбейн создал серию рисунков
Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них
изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества. |