ЖИВОПИСЬ—ЭТО ИСКУССТВО РАСПРЕ -ДЕЛЕНИЯ ПИГМЕНТА по поверхности рабочей
основы; таким образом, частицы пигмента, которые являются ключевой
составной частью красок (а следовательно, цвета) в картине,
представляют собой единственный и важнейший во всех отношениях
компонент живописи.
Внешние признаки пигмента могут изменяться в зависимости от природы
связующего вещества, в котором частицы находятся в виде взвеси и
которое обеспечивает прочное сцепление их с рабочей основой, от природы
собственно основы или грунтовки, с которыми частицы пигмента входят в
плотный контакт, и от воздействия света.
Характеристики пигментов
Пигмент — твердый материал, существующий в форме мелких частиц,
нерастворимых в воде и окрашиваемых средах. В сухом состоянии эти
частицы находятся в двух основных структурных формах: как агрегат, т.
е. совокупность,
единое целое, где основные частицы объединены на гранях кристалла, и
как агломерат, т. е. скопление, представляющее собой более свободные
структуры агрегатов.
Размер и форма частиц
Размер и форма частиц пигмента оказывают значительное влияние на
визуальный характер краски — крупные частицы образуют матовую,
зернистую фактуру, а также на такие качества, как светостойкость,
непрозрачность, консистенция, текучесть. Кроме того, размер частиц
может влиять на стабильность: чем меньше размер частиц, тем медленнее
скорость выпадения осадка в жидкой краске. На практике это означает,
что определенные грубые пигменты не могут использоваться, например, в
акриловых эмульсиях (см. с. 203). Благодаря использованию современных
промышленных технологий размер частиц может быть точно откорректирован
для достижения оптимального эффекта.
Свойства частиц разных пигментов существенно отличаются (в зависимости
от их химической группы): поэтому частицы натуральной киновари на
основе минерала киновари обнаруживают в своей структуре фрагменты
кристалла, в то время как ее искусственная разновидность имеет зерно
в форме шестигранника и призм. Частицы сажи газовой обладают мелкой
округленной формой, а частицы пигмента «кость жженая» имеют зерно
грубоватой, неправильной формы.
Смачивание и дисперсия
Перед процессом нанесения пигмента на основу или любыми манипуляциями с
ним пигмент должен быть хорошо диспергирован в связующем веществе.
Краска должна состоять из совершенной и сплошной взвеси пигмента в
связующем. Признак хорошо рассеянного пигмента — каждая частица
полностью смочена в обволакивающей пленке связующего вещества.
Частицы пигмента не растворяются в этом составе. Процесс
диспергирования подразумевает разрыв структуры агломератов; при этом,
как правило, агрегаты сохраняют свою целостность. Основным фактором,
определяющим грубый или тонкий характер краски, является размер
агрегатов. Для осуществления надлежащей дисперсии пигмент и связующее
вещество должны быть перетерты вместе.
В прошлом, когда художникам приходилось приготавливать краски
собственными силами, этот процесс проводился вручную с использованием
каменной плиты и плоского пестика (куранта). Приготовленные таким
образом краски обычно отличались крайней нестабильностью и в период
хранения быстро расслаивались, что требовало проведения повторной
дисперсии перед их использованием. В наши дни этот процесс
преимущественно контролируется производителями и распространителями
красок, которые могут гарантировать однородность состава и качество
дисперсии. В отличие от художника в мастерской они в большей степени
способны контролировать содержание веществ в готовом товаре. Тем не
менее встречаются случаи «ремесленной» подготовки собственных красок —
в особенности, если это касается таких средств, как яичная темпера.
Маслоемкость
Понятие маслоемкости пигмента означает минимальный объем льняного
масла, который необходим для 100 г пигмента, чтобы сформировать пасту
определенной вязкости. Значения маслоемкости значительно варьируются и
зависят от особенностей проникновения масла в пигментную массу — пустот
между частицами и неправильного строения отдельных частиц — для
окончательного смачивания. Такая паста по своему внешнему виду
напоминает замазку, а объем масла или вещества, используемых для
достижения такого состояния, несравним с объемом, необходимым для того,
чтобы красочная паста, с точки зрения художника, стала работоспособной.
Значение маслоемкости определяется рядом факторов, среди которых
следует выделить форму частиц, их удельную площадь поверхности в
кубическом сантиметре, удельный вес пигмента, а также тот факт, что эти
составляющие могут оказаться весьма значительными для разных пигментов.
Таким образом, несмотря на то, что значение маслоемкости пигмента может
служить хорошим подспорьем для изготовления собственных красок, данная
характеристика требует осторожного отношения при структурном построении
картины, слои красок которой должны быть оптимально прочными и
долговечными (см. также с. 172).
Цвет
Цвет пигмента зависит от его способности поглощать свет (см. главу
Цвет, с. 345). Например, желтый пигмент абсорбирует большую часть
сине-фиолетового света и отражает зеленый и красный свет (помимо
желто-оранжевого). Комбинация зеленых и красных световых лучей
воспроизводит эффект желтого цвета. Группы атомов, ответственных за
цвет пигмента, называются хромофорами (chromophores): вторичные группы
-ауксохромы (auxochromes) - усиливают интенсивность цвета.
Непрозрачность
Световые лучи, на границе двух сред, разных по плотности (газ —
жидкость, газ — твердое тело), изгибаются (преломляются) под различными
углами. Это качество обозначается как показатель преломления
относительно воздуха. Непрозрачность краски тем больше, чем больше
разница в показателях преломления пигмента и связующего. Напротив,
прозрачность
_Цветовой индекс_
Единственное обозначение, способное как можно более точно описать
состав пигмента, заключено в названии цветового индекса. Например,
голубая ФЦ (Phthalocyanine Blue) носит код-название «пигмент синий 15»
(Pigment Blue 15). Цветовые индексы составлены Обществом красильщиков и
колористов и являются признанным методом обозначения пигментов во всем
мире._
краски повышается по мере уменьшения разницы между показателями
преломления. Хорошим примером может служить мел, показатель преломления
которого составляет 1,57. Частицы мела в масле образуют беловато-серый
прозрачный слой, так как показатель преломления масла равен 1,48.
Показатель преломления воды значительно ниже — 1,33, и, поскольку
разница между показателями преломления в данном случае заметно больше
по сравнению с маслом, мел в водном клеевом растворе обладает
значительно большей степенью непрозрачности и имеет хорошую кроющую
способность: это качество позволяет использовать его, например, для
создания грунтовки gesso (см. с. 59).
Светостойкость
Светостойкость пигмента заключается в его способности сопротивляться
изменениям под воздействием солнечного света (особенно ультрафиолетовых
лучей). Это свойство зависит от химической природы пигмента, его
концентрации и связующего вещества, в котором он находится. Например, в
акварельных красках концентрация пигмента меньше, чем в масляных,
поэтому образуемая краской пленка, как правило, существенно тоньше.
Кроме того, по сравнению с маслом сами водяные краски обеспечивают
пигменту менее надежную защиту. Поэтому пигмент в акварельных красках
менее светостойкий, чем в масляных, а следовательно, очень важно
защитить акварель от воздействия прямого солнечного света.
Многие пигменты — в чистом виде чрезвычайно светостойкие — теряют это качество в смесях с белилами.
Стандарты светостойкости.
Производители высококачественных художественных красок обычно
присваивают своей продукции совершенно произвольный рейтинг, но между
рейтингами различных производителей можно установить некоторое
соответствие. Иногда классификация красок может соотноситься с
Британским стандартом 1006, также известным под названием the Blue Wool
scale (букв. «Шкала Синего Волокна»); этот стандарт основывается на
тесте восьми пронумерованных образцов окрашенной ткани, выцветающих по
времени приблизительно в геометрической прогрессии. Каждый из них терял
интенсивность цвета в два раза дольше предшествующего; поэтому пигмент,
классифицированный под № 8, обладает показателем светостойкости в 128
раз ниже, чем показатель пигмента № 1. Данная практика по-прежнему
остается наиболее часто используемым инструментом среди производителей
и, как правило, относится к пигментам, смешанным с алкидными
связующими, которые высыхают при естественных атмосферных условиях (см.
с. 35).
В 1977 году в рамках Американского общества тестирования и материалов
(ASTM) была учреждена подкомиссия, в которую вошли производители,
художники, представители музеев и другие заинтересованные стороны.
Главной целью подкомиссии стало определение стандартов качества
художественных красок. Теперь же существуют четыре стандарта качества:
D4302 — для художественных масляных красок и масла с содержанием смол и
алкидных красок, D5067 — для художественной акварели, D5098 — для
художественных акриловых эмульсионных красок и D5724 — для гуашевых
красок. Каждый из стандартов включает и показатель светостойкости. В
стандартах четко оговорено количество методов тестирования. За
исключением акварели, все средства испытываются на снижение
интенсивности добавлением белил; образцы подвергаются воздействию
измеренного потока света, источниками которого могут быть ксенон,
флуоресцентная трубка или естественное дневное освещение (штаты Аризона
и Флорида — общепризнанные места для проведения таких испытаний).
Степень ослабления (изменения цвета) измеряется
спектро-фотометри-ческим методом; при этом стандарт требует
сопоставления результатов двух испытательных методов. Пигментам
присваиваются рейтинги I, II, III и т. д., в соответствии со степенью
изменения цвета. |