В скоре Рафаэль, изучил
манеру Перуджино так, что подражал ей настолько точно и решительно во всем,
что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя, и нельзя
было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро.
Об этом ясно
свидетельствуют в той же церкви Сан Франческо в Перудже фигуры, написанные им
маслом на дереве для госпожи Магдалины дельи Одди, а именно вознесенная
Богоматерь и венчающий ее Иисус Христос, внизу же вокруг гробницы -
двенадцать апостолов, созерцающих небесное видение, а в мелко фигурной пределле,
находящейся под образом, в разбитой на три сцены - Богоматерь, принимающая
благую весть от ангела, волхвы, поклоняющиеся Христу, и он же в храме на
руках Симеона. Вещь эта выполнена поистине с предельным умением, и всякий,
непривычный к этой манере, был бы твердо уверен в том, что картина написана
рукой Пьетро, в то время как она, без сомнения, написана рукой Рафаэля. Так
же известны самые ранние юношеские три работы Санти: " Архангел Михаил,
поражающий сатану", "Три грации", и "Сон рыцаря".
Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие
сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор - между книгой и
цветком, между тяжким и легким жизненным путем.
К этому же периоду
относится и картина Проповедь Святого Иоанна Крестителя. Исследователи
предполагают, что это единственное дошедшее до нас изображение из пределлы
(нижней створки алтаря) Мадонны Ансидеи в Перудже. Декоративная манера письма
и некоторая схематичность в построении композиции напоминают о том, что
молодой Рафаэль в эту пору находился под влиянием своего учителя Пьетро Перуджино.
В 1504 году Рафаэль покинул
стены мастерской и отправился во Флоренцию. Переезд сыграл огромную роль в
творческом становлении художника. Первостепенное значение для него имело
знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много
работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и
ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.
В последних
флорентийских работах Рафаэля ("Положение в гроб", 1507, галерея Боргезе,
Рим; "Св. Екатерина Александрийская", около 1507-1508, Национальная
галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам
драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Главная тема живописи
флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10
работ.
В последствии Рафаэлю
пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью матери и отца его
Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. И вот, в бытность свою
в Урбино, он написал для Гвидобальдо, военачальника у флорентийцев, две
маленькие, но прекраснейшие картины во второй своей манере, которые находятся
и поныне у светлейшего и превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога Урбинского.
Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в
саду, и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Картина эта настолько
выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе написанной.
После этих работ Рафаэль,
уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу, где он написал в церкви братьев сервитов
на доске, находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Иоанна Крестителя и
св. Николая, а в Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордена в том
же городе, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе
и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой
стороны: св. Бенедикта, св. Ромуальда, св. Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра
и св. Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом
фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо
видными буквами.
К числу лучших работ
Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу банкира и
мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта
Мария делла. Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостности фреска
"Триумф Галатеи" (около 1514-1515, вилла Фарнезина, Рим).
Выполненные в 1515-1516
годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей
Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки
исчерпанности классического стиля Рафаэля, - черты холодного совершенства,
увлечение зрелищным началом, эффектностью поз, избытком жестикуляции. В еще
большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио
(1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и
Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто
декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале
Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского
дворца (1518-1519).
В 1519 г., по его рисункам
Рафаэля, были богато украшены разнообразной росписью потолок и стены так
называемых "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками,
открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из залы
Константина в другие покои Ватиканского дворца.
На сводах потолка написаны
52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом; стены сплошь
покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями,
близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. Немного раньше,
Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших
картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. апостолов; эти картины послужили
оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для
украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца.
Из произведений
последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески
в римской вилле Фарнезине. На темы классической мифологии: здесь, в целой
серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией
красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного
античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и
Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющей триумф нимфы
Галатеи.
Сверх того, в этот период
написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько
превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском
музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"),
герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.; большое "Несение
Креста", наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных
художником, всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна» - произведение,
не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее
собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве.
Заметный след Рафаэль
оставил и в итальянской архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь Сан'Элиджо
дельи Орефичи (заложена около 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в
церкви Санта Мария дель Пополо (заложена около 1512) интерьер которой являет
пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и
декора, разработанного Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры, и
недостроенная вилла Мадама.
Между тем все больше и
больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды, им получаемые.
И вот, чтобы оставить о себе память, он построил себе в Риме, в Борго Нуово,
дворец, который был оштукатурен по указаниям архитектора Браманте. Когда же
молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла
вплоть до Франции, а также Фландрии. Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий
живописец и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, посылал
Рафаэлю свои вещи и в том числе головной автопортрет, выполненный им гуашью
на тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих
сторон, причем блики были без белил и прозрачными, а прочие светлые места
изображения были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань, будучи
только едва подкрашены и тронуты цветной акварелью. Вещь эта показалась
Рафаэлю поразительной, и потому он послал ему много листов с собственными
рисунками, которыми Аль Брехт особенно дорожил.
Действительно, творчество Санти
может считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших
приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями
множества художников за всю эпоху итальянского Возрождения.
Самой последней,
предсмертной работой Рафаэля было "Преображение Господне" (в ватиканском
музее); великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть;
остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины.
Он умер в Риме, 6
апреля1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного
судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об
одном из великих мастеров Высокого Возрождения.
Его внезапная смерть
прервала соперничество двух великих мастеров. Принимавших участие в создании
и украшении Ватикана - Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше
Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Прах его был похоронен с
теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не было художника,
который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь. |