Главная » 2008 Сентябрь 10 » Немецкая графика 19-20 вв. Немецкие мастера постоянно искали новые технические приемы.
14:28 Немецкая графика 19-20 вв. Немецкие мастера постоянно искали новые технические приемы. | |
Немецкая графика 19-20 вв.
1896 год. В Мюнхене начал выходить журнал "Югенд". Именно от этого слова - молодость - происходит немецкий вариант названия модерна - югендстиль. К тому времени в Германии сложилась высокоразвитая полиграфическая промышленность. Книжное, журнальное дело, имевшее давние традиции, достигло расцвета. Получили широкое распространение многоцветная печать, крупноформатный литографированный плакат и вместе с тем миниатюрная рекламная наклейка. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Каталоги издательских фирм, книжных магазинов нередко являлись настоящими графическими шедеврами. Немецкие мастера постоянно искали новые технические приемы. Новшеством стало рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием ее белилами. ![]() В 1890-х годах стилизованные стебли и листья появились на титульных листах и корешках книг, оттискивались на переплетах золотой и серебряной краской. Стебель символизировал жизнь; отсюда богатство растительной орнаментики. Мотив кувшинки развивали П. Беренс, О. Экман. Популярным было изображение волн, увенчанных белыми гребнями. Из-за этого модерн какое-то время называли в Германии "волнистым стилем". Разумеется, здесь не обошлось без влияния японского мастера Хокусая. Наконец, на обложки книг хлынул поток античной атрибутики - военной, театральной, бытовой. Вообще немецкий модерн впитал в себя орнаментику не только средневековья, готики, что естественно, но в большой мере и античности. При ярко выраженной ориента-ции на декоративность, стилиза-цию югендстиль дал мощный толчок политической карикатуре. Это относится к художникам, группировавшимся вокруг мюнхенского журнала "Симплициссимус". Так, Т. Т. Гейне хорошо знали в России, его рисунки появлялись на страницах журнала "Мир искусства". Произведения мастера в злой, гротесковой форме бичевали мещанские вкусы, ханжество бюргеров, милитаристскую истерию прусского юнкерства. Эпизоды в квартирах буржуа, в театрах, на приемах, многочисленные уличные сцены - все проникнуто язвительной сатирой. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Среди технических символов эпохи видное место занимал типографский станок. Полиграфисты гордились своим трудом, реклама издательств и типографий заказывалась крупнейшим мастерам. Не случайно и в наши дни пользует-ся заслуженной известностью, например, марка издательства "Зе-ман ферлаг" с изображением юноши на дельфине. В период модерна появились новые изображения изобретателя книгопечатания Иоганна Гутенберга, основоположника литографской печати Алоиса Зенефельдера, выполненные М. Вульфом; они украшали страницы и обложки учебников, цветные вкладки специальных изданий. Итак, графики Германии начала века были известны в России не понаслышке. Некоторые немецкие книги издавались в переводе с сохранением всего изобразительного ряда: обложек, иллюстраций, заставок. А русское издание многотомного энциклопедического труда "Вселенная и человечество" воспроизвело, помимо иллюстраций немецкого оригинала, еще и переплет вместе с характерной металлической плашкой. В Петербурге немецкие издатели Голике и Вильборг основали типографию, в распоряжении которой был богатейший арсенал орнаментов. В лучших своих образцах графика югендстиля интересна нам и сегодня. Она вошла в историю ми-рового искусства, стала частью культурного наследия прошлого. Юный Художник, 1989 | |
Просмотров: 2201 | |
Всего комментариев: 0 | |