Главная » 2008 » Сентябрь » 10 » Немецкая графика 19-20 вв. Немецкие мастера постоянно искали новые технические приемы.
14:28
Немецкая графика 19-20 вв. Немецкие мастера постоянно искали новые технические приемы.
Немецкая графика 19-20 вв.

1896 год. В Мюнхене начал выходить журнал "Югенд". Именно от этого слова - молодость - происходит немецкий вариант названия модерна - югендстиль. К тому времени в Германии сложилась высокоразвитая полиграфическая промышленность. Книжное, журнальное дело, имевшее давние традиции, достигло расцвета. Получили широкое распространение многоцветная печать, крупноформатный литографированный плакат и вместе с тем миниатюрная рекламная наклейка. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Каталоги издательских фирм, книжных магазинов нередко являлись настоящими графическими шедеврами.

Немецкие мастера постоянно искали новые технические приемы. Новшеством стало рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием ее белилами.

Немецкая графика 19-20 вв.Например, чтобы получить мягко расплывающийся штрих, мюнхенские графики стали широко использовать японскую кисть. Еще один новаторский прием - получение на белой бумаге отпечатка фактуры грубой материи, слегка пропитанной темной краской. Фон напоминал зернистую поверхность холста; нанесенный на него штрих приобрел специфические свойства. И наконец, графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Линия на такой бумаге опять-таки выглядела по-новому. Для модерна характерен, как известно, круг особенно популярных тем, сюжетов. На первом месте стоит, конечно, мотив цветка, раскрывающегося бутона - своего рода визитная карточка стиля.
В 1890-х годах стилизованные стебли и листья появились на титульных листах и корешках книг, оттискивались на переплетах золотой и серебряной краской. Стебель символизировал жизнь; отсюда богатство растительной орнаментики. Мотив кувшинки развивали П. Беренс, О. Экман. Популярным было изображение волн, увенчанных белыми гребнями. Из-за этого модерн какое-то время называли в Германии "волнистым стилем". Разумеется, здесь не обошлось без влияния японского мастера Хокусая. Наконец, на обложки книг хлынул поток античной атрибутики - военной, театральной, бытовой. Вообще немецкий модерн впитал в себя орнаментику не только средневековья, готики, что естественно, но в большой мере и античности.
При ярко выраженной ориента-ции на декоративность, стилиза-цию югендстиль дал мощный толчок политической карикатуре. Это относится к художникам, группировавшимся вокруг мюнхенского журнала "Симплициссимус". Так, Т. Т. Гейне хорошо знали в России, его рисунки появлялись на страницах журнала "Мир искусства". Произведения мастера в злой, гротесковой форме бичевали мещанские вкусы, ханжество бюргеров, милитаристскую истерию прусского юнкерства. Эпизоды в квартирах буржуа, в театрах, на приемах, многочисленные уличные сцены - все проникнуто язвительной сатирой.

Немецкая графика 19-20 вв.Интересно, что именно "Симплициссимус" - лучшее европейское сатирическое издание того времени - послужил образцом для создания его русских двойников: журнала "Жупел", а затем и "Адской почты". Между прочим, ввоз "простодушнейшего" журнала (так переводится его название) в Россию был запрещен царским правительством - одно это не могло не привлечь внимание прогрессивной общественности. Мысль о создании "Жупела" возникла в начале 1905 года у 3. И. Гржебина. Этот крупный издатель много лет жил и работал в Мюнхене. Идею периодического издания горячо поддержали многие мирискусники: М. Добужинский, Е. Лансере, И. Билибин. Хотели там видеть и А. Бенуа; его настойчиво, но безуспешно склоняли к участию в затевавшемся "русском Симплициссимусе", помня восторженные высказывания в адрес мюнхенца Гейне. Революция разбудила в художниках гражданское чувство - все работали не за страх, а за совесть. Даже крупнейшие мастера - такие, как Валентин Серов,- отдали дань журнальной графике, карикатуре. Увы, просуществовал "Жупел" фантастически мало - первый же номер арестовали в 1906 году. Издатель был приговорен к заключению в крепости на полгода, а само издание запрещено. И все же русские мастера успели публично подчеркнуть свою преемственность немецким графикам. "Сотрудники журнала,- писалось на страницах обреченного издания,- через головы русской полиции шлют привет своим талантливым товарищам из "Симплициссимуса", доныне не амнистированного русской цензурой". На этом не кончился на редкость действенный союз искусства и политики. В 1910 году все тот же Гейне создал рисунок "После уличной демонстрации", получивший известность во многих странах Европы. Мостовая и стены дома, забрызганные кровью (таков сюжет произведения),- страшный итог "германского кровавого воскресенья" б марта 1910 года. Трудно представить более сильный пример бьющей наповал политической сатиры.

Немецкая графика 19-20 вв.В жанре бытовой карикатуры работали Ф. Резничек и О. Гульбрансон. Их манеры трудно спутать. Твердое, ярко выраженное очерчивание форм - у первого. У второго, наоборот, линия тонкая; впоследствии такую манеру стали называть "проволочной". Цветом Гульбрансон почти не работал, никогда не прибегал к растушевке. У него смешное содержится в самом изображении, в то время как у его собрата весь комизм проявляется в словах пер-сонажей. Например, ни в каких пояснениях не нуждается цикл рисунков Гульбрансона, посвященный владельцам собак. Животные здесь уподоблены хозяевам. Художник - автор дружеских шаржей на знаменитостей. Им создан шаржированный портрет Максима Горького, но самым известным стал рисунок, в юмористической форме изображавший танцы в исполнении Айседоры Дункан. График О. Экман - знаток японской каллиграфии, приобретший известность разработкой оригинального шрифта, состоящего из изогнутых, словно тающих или колеблемых ветром букв; в честь создателя его назвали "шрифтом Экмана". Прославился он и выра-зительными виньетками, напоми-нающими манеру японских гра-вюр. Когда возникла идея выпустить почтовую марку с изображением головы женщины, олицетво-рением Германии, Экман обрамил ее декоративной каймой. В сложной витиеватой линии чувствуется влияние восточного искусства. Естественно, что эта графическая миниатюра из-за большого тиража стала символической приметой.

Немецкая графика 19-20 вв.Интереснейшая страница немецкой графики эпохи югендстиля - иллюстрации к сказкам. Художники многое сделали, чтобы избавиться от помпезности в оформлении, перегруженности книг орнаментом. Особенно роскошно издавались сказки братьев Гримм. И все же даже самые скромные варианты оформления предусматривали обилие заставок, концовок, многоцветных бордюров. Самыми популярными иллюстраторами детской книги были Ф. Штассен, О. Уббелоде, Г. Каспари. В начале XX века в одном и том же сборнике стали помещать иллюстрации разных художников. Мастера югендстиля особенно точны, вни-мательны к материальной стороне. Поэтому, открыв книжки, изданные в 1890-1900-х годах, мы увидим тщательно прорисованные стены древнего Бремена, покрытый узорчатым орнаментом домикпряник, аккуратнейший интерьер дома бабушки Красной Шапочки. С точным соблюдением подробностей изображен плащ Кота в сапогах и платье Спящей Красавицы. На рубеже веков переиздавались интересные многотомные издания сказок "Тысячи и одной ночи". Среди графических циклов к сказкам братьев Гримм выделялись красотой и изяществом работы Г. Фогелера. Не увлекаясь эффектами, не стремясь к детальному воспроизведению антуража, мастер облагородил иллюстрации плавной, певучей линией, гармоничной цветовой гаммой и тонко прорисованным растительным орнаментом. Вообще его творчество на редкость многогранно. Напри-мер, он с равным успехом иллюстрировал стихи австрийского поэта Р.-М. Рильке - тот даже посвятил художнику одно из прозаических произведений. В начале 1900-х годов занялся чеканкой по серебру, оформлением интерьеров, проектировал предметы быта. В России едва отметивший тридцатилетие график пользовался не меньшей известностью, чем его соотечественник Т. Т. Гейне. Виньетки, графические композиции пуб-ликовали "Мир искусства", "Аполлон". Особенно охотно - символистский журнал "Весы". Здесь Фогелер - в числе наиболее почи-таемых зарубежных мастеров, упоминается чуть ли не наравне с О. Бердслеем, О. Редоном. И вполне заслуженно: мастерство художника отточено до виртуозности. Интересно, что через много лет Фогелер свяжет свою судьбу с Со-ветской Россией. Он - первый немецкий художник, приехавший в СССР в 1920-е годы и оставшийся здесь - не наблюдателем, а активным участником социалистического строительства.

Немецкая графика 19-20 вв.Нельзя не упомянуть и художников-плакатистов. Рекламный плакат развивался по нескольким направлениям. Мастер торговой рекламы Л. Бернхардт помещал на цветном фоне изображение предмета и лаконичную надпись. Более сложно построены композиции у мюнхенского плакатиста Л. Хольвейна. Нередко лучшие журнальные обложки могли претендовать на то, чтобы стать плакатами: достаточно было укрупнить надписи и увеличить формат. Много интересных решений у Б. Пауля, О. Панкока; здесь мы встречаем типичные для этих мастеров текучие формы. В области плаката сказалось влияние бель-гийского графика и оформителя А. ван де Вельде, авторитет которого в Германии был чрезвычайно высок. Активно работали в этой области графики-женщины. Для большинства их произведений характерны темы материнства, молодости и красоты. Виртуозной тонкости линии достигла Э. Венландт. В числе самых совершенных ее работ - экслибрис, исполненный в виде аллегорической фигуры, вкомпонованной в вопросительный знак. Художница М. Аде стремилась сделать работы как можно более занимательными. В одной из графических миниатюр она представила химические реакции в виде превращающихся друг в друга маленьких смешных человечков. И все же основной деятель ностью немецких графиков было оформление журналов, альманахов, ежегодников. В 1895 году в Берлине начал выходить литературно-художественный журнал "Пан", для которого характерна ориентация на французский импрессионизм. Популярным становится другой журнал - "Югенд". В периодических изданиях эпохи модерна появляется художественно оформленный текст: одна страница посвящалась, скажем, поэтическому произведению, другая - изобразительным мотивам; художник оформлял разворот в целом.

Немецкая графика 19-20 вв.Особенно преуспел здесь Б. Пауль - мюнхенский рисовальщик, живописец и оформитель. Он был поистине мастером на все руки, как многие художники той эпохи. Проектировал разнообразные интерьеры, потом занялся архитектурой, успевая делать эскизы для гобеленов. Не случайно мастер стал впоследствии директором Школы художественных ремесел в Берлине. Его графическая манера подчеркнуто лаконична. Линия и силуэт - вот чем он артистично владеет. Почти неуловима грань между реалистически трактованной и стилизованной формой, но вот чуть более чем нужно под-черкнутый абрис, необычный ракурс, и цель достигнута - рисунок отдаленно напоминает изощренный орнамент. Образный строй модерна - это не только растительный и абстрактно-геометрический стиль. Художники стали свидетелями бурного развития промышленности и техники. Важным социальным заказом стало оформление промышленных выставок, ярмарок и музеев. Бог торговли Меркурий мог быть доволен, наблюдая за сооружением сверхсовременных выставочных павильонов, гигантских железнодорожных мостов и шахт. Торговые марки, знаки стали важной сферой приложения сил графиков. Нередко печатники стремились подчеркнуть, что книга - это промышленное изделие, и в переплеты вводились изящные вкрапления из цветных металлов.

Среди технических символов эпохи видное место занимал типографский станок. Полиграфисты гордились своим трудом, реклама издательств и типографий заказывалась крупнейшим мастерам. Не случайно и в наши дни пользует-ся заслуженной известностью, например, марка издательства "Зе-ман ферлаг" с изображением юноши на дельфине. В период модерна появились новые изображения изобретателя книгопечатания Иоганна Гутенберга, основоположника литографской печати Алоиса Зенефельдера, выполненные М. Вульфом; они украшали страницы и обложки учебников, цветные вкладки специальных изданий. Итак, графики Германии начала века были известны в России не понаслышке. Некоторые немецкие книги издавались в переводе с сохранением всего изобразительного ряда: обложек, иллюстраций, заставок. А русское издание многотомного энциклопедического труда "Вселенная и человечество" воспроизвело, помимо иллюстраций немецкого оригинала, еще и переплет вместе с характерной металлической плашкой. В Петербурге немецкие издатели Голике и Вильборг основали типографию, в распоряжении которой был богатейший арсенал орнаментов. В лучших своих образцах графика югендстиля интересна нам и сегодня. Она вошла в историю ми-рового искусства, стала частью культурного наследия прошлого.

Юный Художник, 1989
Просмотров: 2169 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]