Родился
в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье
военного поселенца. Первые художественные навыки получил в местной
школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца
И.М.Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Перебравшись
в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения
художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции
(1873–1876). В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в
Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Уже
религиозные картины, написанные по академическим программам ("Иов и его
друзья", 1869; "Воскрешение дочери Иаира", 1871; обе картины – в
Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической
концентрации.
Сенсацией стали его "Бурлаки на Волге" (1870–1873, там же); на базе
многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по
Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой
выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих
изгоях общества.
Пафос и протест в картинах Репина то неразрывно соединялись, как в
торжественно-саркастическом " Крестном ходе в Курской губернии" (1883),
то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным
циклом» о трагическом разладе общества ("Отказ от исповеди", 1879–1885;
" Не ждали", 1884; " Арест пропагандиста", 1880–1892; все работы – в
Третьяковской галерее;
17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и
живописные образы парадного фасада империи ("Прием волостных старшин
Александром III", 1885, там же; "Торжественное заседание
Государственного Совета", 1901–1903, Русский музей).
Его темпераментная кисть насыщает мощной эмоциональной силой и
исторические образы былого ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану",
1878–1891", там же;
"Иван Грозный и сын его Иван", 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти
порой буквально выплескиваются наружу: иконописец А.Балашов, буквально
загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал в 1913 картину ножом.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Он создает
острохарактерные народные типажи ("Мужик с дурным глазом", "
Протодиакон"; обе работы – 1877, Третьяковская галерея),
многочисленные «антологически»-совершенные образы деятелей культуры
(М.П.Мусоргский, 1881; П.А.Стрепетова, 1882; П.М.Третьяков, 1883; все –
там же; и другие образы, в том числе портреты Л.Н.Толстого, написанные
во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже),
грациозные светские портреты ("Баронесса В.И.Икскуль фон Гильдебрандт",
1889, там же).
Особенно красочно-задушевны образы родных художника: " Осенний букет"
(дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина
Н.И.Нордман-Северовой.
Репин
проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем
мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств,
одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.
Старея,
художник продолжает удивлять публику. Апогея
импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма –
достигает его живопись в портретных этюдах для Государственного Совета.
В загадочной картине " Какой простор!" (1903, Русский музей) – с
молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин
выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него
манере «любви-вражды».
После
октябрьского переворота 1917 художник оказывается отъединенным от
России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
В
1922–1925 пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин –
проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей,
Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так
и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там
друзьями (в частности, с К.И.Чуковским).
Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930
В архиве 516 его этюдов,зарисовок и картин
(1000рiх.по б/с /JPG/76.5мб.)
Темы и серии:
- Религиозные картины
- Рисунки и гравюры
- Крестьянская тема
- Семейные портреты
- "Политические" сюжеты
- Знаменитые современники
- Исторические полотна
- Жанровая сцена
- Детский портрет
- Женский портрет
- Театр и музыка
- Художники и скульпторы
- Писатели и поэты
- Ученые
- Около искусства
фолдер приветствуется
В качестве бонуса предлагаю вам,эллектронный альбом английского художника Фредерика Лейтона.
Удобный русскоязычный интерфейс,возможность просмотра в муз.сопроваждении и выводом на печать (А4)в хорошем качестве.(размер:8,7мб/ехе.)
рапида приветствуется