Оборудование
мастерской художника
ЭТЮДНИКИ И МОЛЬБЕРТЫ
Мольберт - одна из самых необходимых вещей в мастерской. Он не только
символ творчества, но и надежный, одушевленный друг. Мольберт (нем. "Полка
для живописи") - деревянный или металлический станок, на котором
с удобным для работы наклоном (угол выбирается такой, чтобы плоскость
картины была перпендикулярна лучу зрения) укрепляет холст, картон, планшет
с листом бумаги или другие основы для живописи и рисунка. Основное требование
к станку - устойчивость.
В прошлом мольберты были еще и украшением мастерской. На картинах XV -
XVII вв. часто можно видеть живописцев перед пышными, затейливо украшенными
мольбертами. Возникли они в Средние века и представляли собой вертикально
поставленный и укрепленный щит с вбитыми кольями, поддерживающими картины
или иконы. К XVII в. появились "треножники", мольберты, которыми
с небольшими модификациями художники пользуются и поныне.
Изготавливаются они из различных пород дерева: сосна, бук, орех. Оптимальный
вариант - бук. Он тверже, надежнее сосны, дешевле ореха; фактура его изящна
и благородна. При производстве мольбертов используется современные технологии,
и приемы обработки древесины - это придает изделиям высокую прочность,
эстетичность и увеличивает срок их службы. Современные живописцы предпочитают
мольберты "натуральные", без лакового покрытия (для придания
водоотталкивающих свойств древесину пропитывают составом, содержащих воск).
Хотя, несомненно, есть сторонники мольбертов цвета вишни, красного дерева
или покрытых лаком.
Существует несколько типов мольбертов. Достаточно удобен специальный пюпитр
для рисования (хлопушка). Хлопушка, как правило, состоит из двух рамок
размером 120х65 см, скрепленных между собой двумя петлями. Ее рабочей
поверхностью служит закрепленный в раме фанерный планшет размером 65х65
см. В нижней части планшета находится упор - подставка для художественных
принадлежностей.
Во время работы передняя и задняя рамки мольберта соединяются фиксатором,
что обеспечивает устойчивость конструкции. Бумага прикрепляется к планшету
кнопками, а для выполнения длительных рисунков ее лучше наклеить (края
влажной бумаги приклеивают к торцам планшета).
Для работы над большими полотнами предпочтительна основательная конструкция.
Мольберт "Лира" представляет собой жесткую раму с основанием
50 см и высотой 170 см, оснащенную подвижной полкой для художественных
принадлежностей и зубчато - реечным механизмом, позволяющим регулировать
высоту мольберта до 240 см. На мольберт крепится планшет или холст, который
ложится на подвижную полку и опирается на центральную штангу, сверху фиксируется
бегунком с прижимом, позволяющим регулировать высоту планшета до 130 см.
Настольные мольберты - оптимальный вариант при отсутствии больших мастерских,
к тому же они сравнительно дешевы. Один из видов настольных мольбертов
по конструкции близок к штативу (пюпитру). Он представляет собой корпус
с тремя ножками, которые позволяют регулировать наклон рабочей поверхности,
и обеспечивают устойчивость. С фронтальной стороны к ножкам прикреплен
складной упор - подставка для планшета, высота планшета регулируется передвижной
планкой с фиксатором и верхним ограничителем. Такой станок свободно складывается
и легко переносится с места на место. Максимальный размер: высота - до
76 см, основание 40х30х30 см, вес - не более 0,6 кг.
Складывающийся так называемый "французский" этюдник имеет встроенный
вспомогательный ящик. Он предназначен для размещения красок, разбавителей,
кистей, мастихина, и другого инструментария. Подобный этюдник поможет
в путешествиях; конечно, полностью экипированным он может быть весьма
тяжелым, но его компактность оправдывает дополнительные расходы.
Легкий раскладной алюминиевый мольберт - великолепный выбор, если вы планируете
побродить по окрестностям и написать пейзаж. Его можно носить в плотной
холщовой сумке, крепящейся на спине подобно рюкзаку. При этом в одной
руке придется нести холст, а в другой - сумку с материалами для живописи.
Алюминиевый мольберт незаменим в работе акварелью, поскольку можно оперативно
и кардинально менять угол наклона рабочей поверхности.
В мастерской лучше иметь два мольберта большого размера. Попробуйте использовать
крупный, трубочный алюминиевый мольберт, который позволяет работать над
картинами с вертикальным размером до 180 см. Крупный мольберт с коленчатым
рычагом может быть отрегулирован под высоту холста. Два мольберта дают
существенное преимущество, так как вы можете работать на одном полотне,
в то время как на втором мольберте будет другая картина, ожидающая завершения.
ПРОСТРАНСТВО МАСТЕРСКОЙ И ХРАНЕНИЕ РАБОТ
Идеальное место для занятий живописью - комната с хорошим освещением.
Если у вас есть помещение исключительно для творчества, вы будете испытывать
постоянную потребность в работе. У вас должно быть достаточное пространство
для того, чтоб поместить натуру и иметь возможность отойти на некоторое
расстояние. Слишком близкое расположение к натуре и холсту не позволяет
видеть их целиком, кроме того, постоянно необходимо сравнивать и уточнять
взятые цветотональные отношения, которые можно оценить только издали.
При работе в условиях естественного освещения, лучшим является свет с
северной стороны. Стены и пол мастерской должны быть нейтральными по цвету,
чтобы не создавать активных отражений.
Подумайте о подходящем пространстве для хранения материалов и холстов
- тогда вы сможете собирать предметы, которые станут источником вдохновения.
В течение нескольких лет подберется натюрмортный фонд. Он может состоять
из предметов антиквариата, а также других интереснейших вещей. Храните
эти "драгоценности" на полках в специально отведенном месте,
где, кстати, можно держать коллекцию рам завершенных произведений.
Многие художники используют один или несколько шкафчиков на колесиках,
чтобы легко перемещать их в мастерской. Вы можете изготовить такой шкафчик
самостоятельно, используя книжные полки небольшого размера, приобретя
комплект колесиков и встроив, если необходимо, дополнительные полки. Хорошая
организация нужных материалов помогает устранить одно очень серьезное
препятствие в работе художника, а именно - беспорядок.
Кроме того, вам потребуется место для хранения бумаги, паспарту, рам и
так далее. Для плоских материалов, таких как бумага, подойдут специальные
ящики (так называемые "map cabinets"). Новые ящики достаточно
дороги, но усердный поиск в комиссионных магазинах, торгующих мебелью,
может обернуться успехом.
ПОРТФОЛИО
Наиболее часто применяются портфолио, изготовленные из кожзаменителя с
защищающими от повреждений жесткими боковыми поверхностями. Кроме презентации
произведений, они также позволяют хранить разрозненные листы эскизов,
натуральных зарисовок, иллюстраций. Старайтесь подобрать портфолио такого
размера, чтобы не возникало хлопот при транспортировке и обращении с ним.
Большинство художников приобретает портфолио размером 28х36 см или 46х61
см.
МАНЕКЕНЫ
Манекен – это мечта художника, который еще не отчаялся достоверно передавать
в своих произведениях окружающую жизнь и, прежде всего фигуру человека.
Ведь если манекену придать диктуемое замыслом движение и задрапировать
в одежды и ткани, то можно без особого напряжения, не прибегая к найму
натурщика, работать сколь угодно по времени над характером складок, их
материальностью, погруженностью в светотеневую и цветовую среду. Но это
возможно лишь в том случае, если манекен сделан в рост человека. И еще
одно условие. Он должен быть изготовлен из такого материала (дерево, замша,
ткань), который позволяет четко фиксировать расположение ткани. Пластмасса,
например, не держит складок, они соскальзывают.
Маленькие – до метра в высоту –
деревянные манекены непригодны для серьезного живописца, хотя по ним можно
проверять пропорции рисунка фигуры человека в сложном ракурсе или движении.
Даже если удастся подобрать для них одеяния, характер складок окажется
фальшивым из–за несоответствия плотности ткани уменьшенному размеру фигуры.
Увы, сегодня большинство художников практически не прибегают к помощи
манекена, вовсю используя фотоизображения.
|