Главная » 2008 » Сентябрь » 2 » Пастель
09:43
Пастель

Пастель

Пастель называют «материалом будущего» недаром. Появился этот удивительный художественный продукт не так давно, но с каждым веком своего существования он становится все более и более популярным. В нашей стране эпоха пастели еще только наступает.

ПРОИЗВОДСТВО
Слово «пастель» произошло от итальянского pasta – «тесто». И сегодня, как много лет назад, качество готовой пастели напрямую зависит от тонкости помола пигментов, входящих в ее состав, и тщательности замеса «теста», из которого ее делают.

Для того чтобы посмотреть, как делают пастель, я отправилась на бывший комбинат Художественного фонда (ныне ЗАО «Подольск-Арт Центр). Процесс производства пастели выглядит так. Белые и цветные пигменты в виде тонко размолотого порошка замешиваются со связующим (раствором гуммиарабика или какого-нибудь другого водного клея) и другими компонентами. Рецептура довольно сложная, как правило, в состав пастели входит не менее 9-10 различных веществ. Для получения дополнительных оттенков одного цвета в «тесто» добавляют разбеливатели, например, мел. Масса подается в обычную краскотерочную машину, в которой подвергается механической обработке для достижения равномерности распределения компонентов. В Подольске стоят немецкие краскотерочные машины с гранитными и металлическими валами. Графические материалы, в том числе и пастель, растирают на гранитных валах. Процесс растирки долгий, как правило, повторяется 5-6 раз.

Готовое «тесто» поступает в формовочную машину, похожую на большую мясорубку. В отверстие, в которое обычно хозяйки кладут мясо, вручную накладывается жирная цветная масса. На выходе работница подхватывает длинную палочку пастели и укладывает эти палочки на железный противень, смазанный специальным раствором, который не дает палочкам прилипать друг к другу. Если говорить языком производственников, пастель формуют экструзионным методом – продавливанием «теста» через специальные фильеры. Затем, при помощи шаблона пастель на противне разрезается на нужные размеры.

Очень важная часть производства – сушка готовой пастели. Противни складываются в большую железную печь, в которой заранее установлена нужная температура и условия сушки. Температура обычно колеблется от 60 до 80 градусов, пастель сохнет в среднем несколько часов. Толстые графические материалы, например соусы, могут сохнуть и до нескольких дней. Если пастель передержать в сушке – карандаши обгорят и потрескаются, не додержать – заплесневеют в упаковке.

Упаковывают пастель самыми разными способами. Любой художник скажет вам, что пастель лучше всего покупать россыпью – только в этом случае он может подобрать себе те цвета, которые он использует наиболее часто. Любой продавец ответит, что пастель лучше всего продавать наборами – мороки и грязи меньше, а прибыли больше (хотя на этот счет еще можно поспорить). Производители стараются по мере возможностей удовлетворить и тех и других. Так пастель россыпью упаковывается сегодня в бумагу, на которую даже наносится штрих-код, не говоря уже о прочей информации и защите от рассыпания. Пастель в наборах упаковывают как в блистер, так и в картонные коробки и в деревянные пеналы. При этом наборы могут содержать самое разное количество цветов и оттенков. Самый большой набор из 268 цветов в деревянном пенале мне приходилось видеть в «Подольск-Арт Центре».
Заметьте, что практически все операции, применяемые при производстве пастели, производители делают вручную! И так во всем мире. Пастель - очень нежный и хрупкий материал. Даже упаковка в блистерные коробки производится вручную! В любой упаковке обязательно должен находиться паралон или мягкая ткань, предотвращающая рассыпание пастели при транспортировке.

СВОЙСТВА И ВИДЫ ПАСТЕЛИ
О том, что должен знать любой человек, работающий с пастелью, – независимо от того, продавец он или художник, - мне рассказал Геннадий Виноградов, начальник отдела сбыта питерской компании «Олки»: «Меняя концентрацию скрепляющего пигмент клеевого раствора, производители могут изготавливать пастельные карандаши различной твердости. Твердая пастель используется для штрихового рисунка, проработки мелких деталей, обозначения контуров. Для этой цели могут применяться и специальные пастельные карандаши в деревянной оправе. Рисунок, выполненный мягкой пастелью, легко поддается растушевке пальцами, мягкой тканью или специальными инструментами – эстомпами, позволяя переходить к фактуре живописи.

Пастелью работают только по шероховатой поверхности, в углублениях которой удерживаются цветные пылинки пигмента, образующиеся при трении мелка об основу. Чаще всего основой для живописи пастелью служит цветная бумага, бархатная или с тиснением, а также абразивный грунт. Вид основы и твердость пастельных карандашей должны хорошо согласовываться друг с другом.
Пастель - хрупкая живопись. Для сохранения от механических повреждений работ, выполненных пастелью, лучше всего использовать рамы со стеклом и паспарту - окантовкой из плотного картона, не позволяющей стеклу касаться работы. Применение фиксирующего лака нежелательно, так как со временем может приводить к появлению блеска.
Однако, при правильном оформлении и хранении, работы, выполненные пастелью, веками могут сохранять яркость, чистоту цвета и живую бархатистость фактуры.

Качество пастели можно определить и самостоятельно. Пастельные карандаши должны отличаться безусловной однородностью фактуры и не должны иметь точечных или штриховых включений более интенсивной окраски, чем карандаш в целом. Кроме того, они должны давать в рисунке сплошную непрерывную линию. В остальном - выбор за художником.
Наряду с традиционной сухой пастелью вызывает интерес масляная пастель, не имеющая сегодня достойных российских аналогов.
Сухая пастель, которую теперь называют мягкой, у различных изготовителей существенно отличается твердостью. Как показывает опыт работы нашей компании, особенно удобны для работы пастельные мелки средней твердости».

АССОРТИМЕНТ. ПРОИЗВОДИТЕЛИ
В советское время пастель производилась только на комбинате Художественного фонда в Подольске. Естественно, что даже такой огромный комбинат не мог обеспечить этим материалом всю стану. Поэтому школа пастельной живописи у нас так и не возникла. Сегодня, при том широчайшем ассортименте, который появился на рынке, возможности у художников самые обширные. Несколько российских заводов производят качественную пастель по вполне доступным ценам. Основной костяк традиционно находится в Петербурге – «Олки», «Аква Колор», «Спектр». Подольский комбинат сегодня преобразован в ЗАО «Подольск-Арт Центр», он по-прежнему принадлежит Художественному фонду. Целью своей работы это предприятие видит производство высококачественной пастели по самым доступным ценам, которые позволили бы творить любому художнику, невзирая на его материальное положение. Кроме того, масляную пастель наборами по 12 и 24 штуки производит «Гамма».

Вот далеко не полный перечень импортных производителей сухой, масляной пастели, а также пастельных карандашей в деревянной оболочке, представленных на нашем рынке: Talens (Нидерланды), Conte (Франция), Schminke (Германия), Lyra (Германия), Faber-Castell (Германия), Stabilo (Германия), Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), LeFranc&Bourgeois (Франция), Daler Rowney (Англия), Caran d’Ache (Швейцария), Apa-Ferrario (Италия), Maimeri (Италия), Bruynzeel (Голландия), Bosung (Китай), Derwent (Англия), Pentel (Япония), Titi (Корея), Adel (Турция), Jolly (Австрия), Sennelier, Sakura, Crayon.
Остановимся подробнее на отдельных фирмах.

«ПОДОЛЬСК-АРТ ЦЕНТР»
При изготовлении пастели на Подольском художественном комбинате используются светоустойчивые пигменты с минимальным количеством связующего, что и делает пастель сухой. Пастель выпускается в виде цилиндрических стержней длиной 65 мм, диаметром 9-10 мм, наборами по 10, 12, 30, 60, 130, 185, 268 штук, а также наборами по 10 штук одного цвета или тона. Набор пастелей из 30 штук включает только основные цвета, а наборы из 60, 130, 185, 268 штук имеют еще по 2-5 дополнительных полутонов, менее интенсивных по цвету, чем основные. Пастель продается также россыпью - она вручную завернута в клеенчатую упаковку, на каждый мелок нанесен номер. Пастель дает очень хорошую растяжку на бумаге и накладывание цветов друг на друга. Если говорить о градации твердости-мягкости, она является средне-мягкой.

Вот что рассказал мне Олег Александрович Воронцов, генеральный директор предприятия, о нынешнем производстве пастели: «Мы добиваемся того, чтобы: а) была хорошая расколировка, то есть набор цветов; б) пастель была мягкая в работе, и при этом карандаши не рассыпались; в) пастель была экологически безопасной. Мы получили гигиенические сертификаты в Госсанэпиднадзоре России и в США, в Калифорнии. В Америке наш продукт имеет высшую категорию экологической безопасности.

Наша цель сегодня такова - давать профессионалам как можно более дешевую качественную продукцию. Цены мы согласовываем с Союзом художников России, с которым постоянно сотрудничаем и по оценке качества продукции. Кроме того, мы работаем с Российской академией художеств, с Международной конфедерацией художников. Устраиваем мини-выставки, на которых художники пробуют наши материалы, тестируют их. Мы сегодня являемся материально-технической базой изобразительного искусства России. Мы – не приватизированное предприятие, которое работает на художников, для художников и принадлежит художникам. Мы являемся экспортерами, нашу продукцию признали за рубежом и охотно покупают. Мы поставляем ее под торговой маркой Yarka, которая объединяет продукцию четырех русских заводов - нашего, «Завода художественных красок», «Гаммы» и «Художественных материалов».

«ОЛКИ»
Пастелью петербургской компании «Олки» можно работать без использования специальных пастельных карандашей, применяющихся для проработки мелких деталей или штриховой техники. При этом растушевка пастели тоже не вызывает проблем. Такая универсальность удобна для работы в любой технике как для профессионалов, так и для начинающих художников и любителей. Особенное значение имеет и точность цветовой гаммы пастели, позволяющая передать любые цветовые нюансы, фактуру и игру света.
Ценны эти свойства пастели в учебном процессе, где сознательное ограничение ассортимента материала способствует концентрации внимания.
При желании, пастель «Олки» можно использовать, как акварельный карандаш, работая по влажной бумаге или размывая пастельный рисунок влажной кистью.

Для пастели «Олки» характерна тонкая градация цветов: от насыщенных до слабоинтенсивных. При большом цветовом разнообразии четкость цветовой гаммы позволяет добиваться выразительности, используя минимальное количество пастельных карандашей. От цветового аскетизма классического рисунка до декоративной яркости некоторых видов пастельной живописи - таков диапазон цветовой гаммы пастели «Олки», заслуженно оцененной как в России, так и за рубежом - эта компания уже много лет является неизменным поставщиком пастели в Германию и Швейцарию.

«АКВА-КОЛОР»
Петербургская компания «Аква-Колор» производит пастель по оригинальной технологии с использованием природных и синтетических пигментов. Пастель «Аква-Колор» отличается мягкостью штриха, легкостью растушевки и хорошим сцеплением с поверхностью, чистотой цветовой гаммы. Использование в составе пастели гуммиарабика позволяет совмещать технику пастели и акварели – размывать пастельные штрихи, добиваясь их прозрачности. «Аква-Колор» выпускает пастель наборами 8, 16, 32, 48 и 64 карандаша. Кроме того, набор 48 карандашей выпускается в деревянной упаковке. Наборы отличаются по цветовой гамме и рассчитаны на начинающих художников и на профессионалов.

«СПЕКТР»
Петербургское предприятие «Спектр» выпускает пастель художественную «Петербургскую». О своем любимом детище рассказывает директор компании Юрий Валентинович Леонов:
«Пастель художественная «Петербургская» была разработана нашей научно-исследовательской лабораторией. Ее презентация состоялась 14 июля 1992 года в универмаге «Гостиный двор» в Санкт-Петербурге и в одном из художественных училищ города.
Сначала мы выпускали пастель в наборах по шесть карандашей. Это были растяжки всех основных цветов. Можно было собрать «коллекцию» из десяти разных наборов.

Затем, совершенствуя производство и разрабатывая новые оттенки, мы перешли к выпуску больших наборов. Это 9, 18, 36, 54 и 72 карандаша различных оттенков, уложенных в строго определенном порядке. Сначала наборы были в плоских коробках, где карандаши уложены в один ряд по высоте. При этом самый большой набор (72 цвета) получился громоздким по площади, а это неудобно пользователю.

Сейчас мы выпускаем наборы пастели художественной «Петербургской» такого же ряда комплектации в компактном пенально-модульном виде. Например, в том же самом наборе 72 цвета - четыре пенала по 18 карандашей задвигаются в одну коробку и располагаются в ней по высоте. С таким изделием легче обращаться, удобнее брать в руки. А при транспортировании в составе групповой упаковки (в гофрокартонных коробах) карандаши идеально сохраняются, не ломаются, так как в этом случае они расположены вертикально и не испытывают опасных нагрузок.

Наша пастель обладает свойством сохранять присущую ей мягкость во всем интервале климатических факторов. Это обеспечивается составом связующих компонентов. В красящем составе мы постарались максимально использовать природные пигменты с тем, чтобы произведения художников, использующих нашу пастель, жили в веках.
В составе пастели нет мела, нет вредных примесей. Основа, как бы скелет карандаша, состоит из экологически чистого природного материала, физико-химические свойства которого стабильны, что обеспечивает устойчивость всей системы.

Производится пастель на специальном технологическом оборудовании, где все компоненты спрессовываются под большим давлением, образуя однородный стержень.
К преимуществам нашей пастели помимо достаточной прочности при существующей мягкости следует отнести то, что она не «каменеет», пригодна для использования с различными сортами бумаги, имеет хорошее перекрытие цветов, хорошо разносится, не осыпается, может размываться водой, ею можно работать по мокрой поверхности.
Словом, наша пастель востребована рынком. Ею пользуются как начинающие художники, учащиеся (что весьма важно), так и признанные мастера искусств (что весьма почетно)».

KOH-I-NOOR HARDTMUTH
Фирма Koh-I-Noor Hardtmuth производит художественный ассортимент на протяжении более чем 100 лет, причем она была первой, кто ввел в свой ассортимент ряд таких изделий, как мелки Negro, искусственный уголь, графитовые стержни для художественного рисования - сангины и сепии. Фирма всегда руководствовалась девизом: «традиция, качество и прогресс». Ее главное поприще - сухие изобразительные средства, то есть уголь, мелки, графитовые карандаши и цветные карандаши. Ведущей позицией остаются сухие пастели, поскольку требования, предъявляемые к ним, являются самыми высокими. Сухая пастель должна соответствовать критериям светостойкости, чистоты цвета, высокой степени мягкости и однородности, цветосовмещению (смешиваемости цветов) и прозрачности. Пастель должна быть мягкой, но не должна крошиться, она должна оставлять четкий след, но не должна ломаться. Предъявляется целый ряд противоречивых требований к качеству и все их необходимо соблюсти как можно полнее. Для достижения этого каждый производитель обладает своим, очень ценным, ноу-хау. Обладает таким ноу-хау и Koh-I-Noor Hardtmuth.

Компания производит сухие мягкие пастели в 3-х производственных сериях. Самым высоким качеством обладают сухие пастели 8500 Toison d?Or в форме цилиндрического стержня диаметром 9 мм, представленные 120 чистыми цветами, поставляемые как отдельно по цветам, так и в наборах по 6, 12, 18, 24, 36, 48 и 120 цветов, причем самый большой набор упакован в подарочном деревянном двухъярусном чемоданчике. Пастели предназначены для полноцветного рисования с возможностью максимальной растираемости на основе. Для более тонкой прорисовки используются кусочки стержней или же сухие пастели из других серий.

Вторая серия 8560 Gioconda изготовлена в форме брусочков с гранями 7x7 мм в 48 чистых цветах и цветовой палитре, аналогичной цветовой палитре основной серии 8500. Эти сухие пастели предназначены для более тонкой прорисовки или для завершающих работ. Меньшее сечение требует более высокой прочности, которая достигается благодаря замене основного носителя. Но это не влияет на способность пастели легко наноситься на основу и оставлять на ней мягкие следы. Эти пастели поставляются отдельно по цветам или в наборах по 6, 12, 18, 24, 36 и 48 цветов.

Третьей серией является 8820 Gioconda в форме деревянного карандаша с диаметром сердечника 4,2 мм в 48 чистых цветах и цветовой палитре, аналогичной цветовой палитре серии 8560. Эти пастели предназначены для рисунков небольших размеров или для завершающих работ. Сердечник такой же, как и у серии 8560, он обладает теми же свойствами. Пастели поставляются отдельно по цветам или в наборах по 24 и 48 цветов.
Кроме сухих пастелей, фирма производит твердые пастели серии 8100 Gioconda в 48 чистых цветах, которые представляют собой нечто среднее между цветным карандашом и восковой пастелью. Их отличительным свойством являются очень насыщенные плотные непрозрачные цвета, вид которых при их нанесении на основу в конечном итоге создает эффект, близкий к масляной живописи. Рисунок, в отличие от слегка матового рисунка сухой пастелью, в данном случае является слегка глянцевым. Эти пастели поставляются отдельно по цветам или в виде наборов по 6, 12, 18, 24, 36 и 48 цветов.

Последней серией являются масляные пастели серии 8310 Gioconda в 24 чистых цветах. По существу это классические масляные краски с малым содержанием масла, что приводит к их твердой консистенции, так что их можно наносить на основу сухим путем как рисунок и после этого при помощи масла создать картину, написанную как масляными красками.

APA-FERRARIO
Гамма сухой пастели этого итальянского производителя состоит из 100 оттенков, которые могут налагаться друг на друга и отлично растушевываются. Благодаря тщательному измельчению самых отборных глин с пигментами высшего качества получается исключительно мягкая пастель, оставляющая интенсивный бархатистый след. Все цвета обладают хорошей светостойкостью и не меняют тона с течением времени. Фабрика Ferrario целиком сохранила традиционную технологию производства этих красок: после экструдирования замеса производится нарезка, и полученные таким образом пастельные краски остаются сохнуть на воздухе. Это позволяет получить мягкую и совершенно однородную краску. Наклеивание этикеток и упаковка тоже производятся вручную, что обеспечивает дополнительный контроль над качеством.

Серия масляных пастелей выпускается гаммой из 24 красок, которые могут смешиваться между собой. Основу замеса составляют воск и минеральные масла лучшего качества с пигментами, которые обладают хорошей светостойкостью и обеспечивают яркий и интенсивный след.
Серия восковых пастелей выпускается гаммой из 24 красок, которые могут смешиваться между собой. Основу замеса составляет воск высшего качества и пигменты, которые обладают хорошей светостойкостью и обеспечивают яркий и интенсивный след.
Эксклюзивным представителем фабрик Apa-Ferrario в России является компания «Трест Спецбумснаб».

CONTE a PARIS
Эта знаменитая компания, как вам известно, ведет свою историю с того времени, когда Жак Николя Конте изобрел первый в мире графитный карандаш в деревянной оболочке. Сегодня художественное направление фабрики принадлежит другой не менее известной фирме Lefranc&Bourgeois, которая сохранила на всем спектре выпускаемой продукции прославленное имя Конте. Художественное направление выпускается под маркой Conte a Paris.
Сухая пастель изготавливается из пигмента, мела, каолина и других компонентов. Гамма из 48 основных цветов подобрана с учетом пожеланий художников - недостающие оттенки можно создать самому путем смешивания. Выпускается как в виде мелков, так и в виде карандашей. Карандаши производятся на основе синтетических и натуральных пигментов, каолина, силиконов и связующего (эфир целлюлозы). Они тверже сухой пастели - это сделано для того, чтобы стержень в графитовой оболочке не ломался.
Сухая пастель выпускается круглой формы и ограненная. Последняя позволяет варьировать толщину линии. Хорошо растушевывается пальцами, бумажной скруткой, а также специальной растушевкой.

Выпускается также масляная пастель, также гаммой из 48 основных цветов. Каждый мелок защищен оболочкой, что создает дополнительные удобства для использования. Применять эту пастель можно двумя способами: для создания эффекта прозрачности ее используют с уайт-спиритом, а для получения пастозного эффекта кончик мелка нагревают и в размягченном виде наносят на бумагу при помощи мастихина. Здесь может применяться техника наложения слоев и соскабливания.
На российском рынке компанию Conte a Paris представляет фирма Cosyma.

LYRA
Немецкая компания Lyra была создана в 1806 году. Профессиональные продукты этой фирмы объединены в единую серию под названием Rembrandt, на упаковках которой изображен Нюрнбергский замок.
Для художников Lyra выпускает высокопигментные пастельные мелки прямоугольной формы серии Polycrayons. Гамма содержит 72 гармонично подобранных оттенка. Цвета можно смешивать в различных комбинациях и разбавлять водой. Сухая пастель представлена в металлических коробках по 12, 24 и 48 цветов, и каждый цвет отдельно по 12 штук в коробке. А также серые и коричневые оттенки выпускаются отдельными цветовыми гаммами по 12 штук в картонной коробке.

Масляная пастель отличается высокой концентрацией цветового пигмента. Основа масляной пастели - воск и минеральные масла. Масляная пастель дает яркие и сочные цвета, работы получаются красочными и необыкновенно долговечными. Масляная пастель не смазывается, не тускнеет, не требует закрепления рисунка, в отличие от обыкновенной пастели. Она прекрасно передает настроение художника, позволяет реализовать самые разнообразные фантазии живописца на бумаге, удовлетворяет требованиям профессиональных и начинающих художников. Допускается смешивание цветов путем наложения одного цвета поверх другого. Существует определенная техника рисования масляной пастелью Lyra, при которой картина выглядит, как написанная маслом. Масляная пастель выпускается в картонной коробке по 12, 24, и 48 цветов, а каждый мелок обернут в индивидуальную упаковку.

Цвет растворимых в воде восковых мелков Aquacolor для художников, благодаря высокой степени пигментации, приобретает необыкновенную яркость и стойкость. Они растворяются в воде и легко смешиваются, что позволяет создавать неограниченное количество оттенков. Восковые мелки Aquacolor выпускаются в металлических коробках по 12, 24 и 48 цветов.
Есть у Lyra также такой необычный вид продукции, как цветные мелки, в точности повторяющие очень древнюю технологию рисунка Encaustic. Мелок наносится на поверхность горячего утюга, расплавляется и смешивается с другими цветами, а потом уже горячим утюгом наносится на картон, плотную бумагу, или специальную бумагу для Encaustic. После остывания картина имеет единую равномерную поверхность, не осыпается, не смазывается, не выцветает со временем. В серии Encaustic выпускаются 34 индивидуальных цвета, а также набор для начинающих: мелки, бумага и утюг.

FABER-CASTELL
Для профессиональных художников Faber-Castell предлагает несколько вариантов пастели. Мягкая пастель Goldfaber («синяя линия») предназначена для любителей, учеников и студентов, обучающихся в специальных художественных заведениях. Пастель выпускается 70 ярких интенсивных цветов, которые могут быть перемешаны между собой в любых комбинациях.
Профессиональная пастель Polychromos («зеленая линия») имеет квадратную форму поперечного сечения. Такая форма сечения позволяет рисовать линии различной толщины, используя разные грани пастели (для рисования тонких линий используются острые грани и наоборот). Пастель Polychromos предназначается для профессиональных художников и графических дизайнеров. Насыщенные основные цвета, дополненные переходными оттенками, образуют идеальную палитру из 120 цветов.

Для производства пастели Polychromos используются только высококачественные пигменты с абсолютной чистотой цвета и высокой светостойкостью. Постоянный контроль пигментов в лабораториях компании гарантирует полное соответствие EN71.3-стандарту и доказывает полную безопасность пастели (также как и всего ассортимента товаров для живописи, графики и черчения). Пастель Polychromos подходит для рисования на плоскости и особенно для прорисовки очень мелких деталей, ее даже можно затачивать и использовать как пастельный карандаш.

Масляная пастель Goldfaber («синяя линяя»), подобно мягкой пастели, предназначена для начинающих мастеров. Выпускается 36 цветов, которые могут быть перемешаны между собой для образования различных оттенков. С помощью растворителя можно добиться эффекта масляных красок, темперы или даже акварели. Исключительная плотность и равномерность окрашивания пигмента позволяет создавать работы на больших поверхностях. Таким образом, даже начинающий мастер может работать сразу в нескольких техниках. При работе с этим видом пастели закрепителями можно не пользоваться, так как ее плотная структура обеспечивает сцепление пигмента с поверхностью.

Акварельные мелки Albrecht Durer («зеленая линяя») сочетают в себе три характеристики: акварели (пигмент можно набирать кисточкой непосредственно с самого мелка профессиональных цветных карандашей и масляной пастели); профессиональных цветных карандашей (для смешения оттенков достаточно просто провести влажной кисточкой по рисунку); пастели (для получения на отдельных участках однородного насыщенного цвета необходимо растушевать восковые мазки). 60 ярких цветов легко сочетаются друг с другом.

PENTEL
Эта японская компания выпускает масляную пастель для детского творчества. Однако благодаря высокому качеству, традиционному для всех продуктов Pentel, пастель пользуется большим спросом у профессиональных художников. По некоторым данным, они ее разводят и получают в добавление к исходным цветам множество оттенков. Пастель подходит для рисования по бумаге, холсту, школьной доске. Она не токсична и рекомендуется для детей любого возраста. Поставляется в наборах по 12, 16, 24, 36 и 48 цветов.
Эту марку в России эксклюзивно представляет компания eBazaar.

КРОМЕ ТОГО
Пастель входит в группу так называемых графических материалов для художников. Туда же входят еще угли рисовальный и прессованный, сангина, сепия и соусы.
Для того чтобы облегчить работу художника, практически все крупные производители выпускают специальные вспомогательные материалы для работы с пастелью. Подробнее о них мы поговорим в отдельном обзоре. Сейчас же коротко остановимся на самых важных предметах работы пастелиста.
Ластик-клячка выглядит как кусок сырого теста темного цвета. Используется для коррекции и осветления угольных и пастельных рисунков.
Наждачная бумага - лента грубой и тонкой наждачной бумаги для изготовления пастельной пудры, а также для затачивания мелков и карандашей.
Щетка для очистки поверхностей графических работ.
В качестве основания для работы пастелью используется замша, торшированная бумага, ватман, фильтровальная, мелкозернистая, шлифовальная бумага (шкурка) мелких номеров, выпускаемая в рулонах и листах, грунтованный холст, картон и чертежная бумага, покрытая специальным грунтом. Поверхность бумаги должна быть в меру шероховатой и не вызывать крошения пастельных карандашей, что затрудняет работу. В работе пастелисты используют зачастую бумагу производства фабрик «Гознак» и СЗЛК, но специальную пастельную бумагу пока производят только иностранцы - такие всемирно известные фабрики, как Fabriano и Canson, например.
Растушевки – специальные палочки, которые применяют для тонкого разнесения по бумаге, картону или холсту красочного слоя. Они изготавливаются из непроклеенной оберточной бумаги, а наиболее качественные - из замши или лайки. Изготовляют растушевки и путем свертывания проклеенной бумаги в виде цилиндрической палочки, концы которой затачиваются на абразивном круге.
Фиксативные лаки представляют собой раствор карбинальной (синтетической) смолы в спирте. Они используются для закрепления пастельной картины. Фиксативы выпускают практически все мировые производители пастели.
К пастельным карандашам нужно предлагать также специальный нож для заточки, так как они выпускаются нестандартных размеров и точить их обычными канцелярскими точилками небезопасно - происходят большие потери пастели, которую можно использовать и в виде пудры.

МИР ХУДОЖНИКА
Мир художника - это мир индивидуальный. Также как отличаются друг от друга картины разных художников, отличаются манеры работать и подбор материалов. Всем художникам угодить невозможно, как ни стараются производители это сделать. Невозможно описать все те методы работы с пастелью, которые изобретают художники сами для себя, а уж об используемых материалах говорить и вовсе не приходится. Пастель растирают и используют в виде порошка, ее смачивают водой или рисуют по мокрой бумаге, ее растушевывают ватой или ватными палочками, ее смешивают с самыми разными материалами, ее фиксируют дешевым лаком для волос или дорогими импортными фиксативами. До сих пор в Англии художник John Hersey изготавливает пастель для продажи вручную.

Притягательность пастели объясняется ее бархатистостью, которая создает особое сияние или свечение, названное «пастельным тоном». Пастель при смешивании может дать более 1650 оттенков! При этом ни один оттенок не изменится с течением времени, так как пастельные краски - вечны, ведь они состоят практически из чистого пигмента. Этот же пигмент создает единственный существенный недостаток пастели - она продолжает «жить» на бумаге или холсте. К ней нельзя прикоснуться, ее нужно хранить под стеклом в обрамлении паспарту, потому что к стеклу картина тоже не должна прикасаться.

Закончу статью словами одной современной художницы: «Волшебство пастели потаенно и для многих непривычно; постигается больше не разумом, а душой. Пастель интимна и нежна… Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства умирают…».

Виктория Мозер

Журнал "Канцелярское дело"


Пастель

ТЕСТ

Lyra. Сухая твердая пастель. Карандаши имеют прямоугольную форму, что позволяет использовать их и как пастельный карандаш для прорисовки мелких деталей и контуров предметов, так и для обычной пастельной растушевки. Хорошо растушевывается, цвета великолепно смешиваются друг с другом. Карандаши не ломаются, не крошатся, несмотря на то, что очень тонкие. Количество основных цветов позволяет создавать большое число оттенков.

Масляная пастель. Классическая масляная пастель, которая с каждым годом становится все более популярной среди художников. Ложится очень мягко, обладает абсолютно однородной структурой. Позволяет рисовать в технике пастели, в том числе растушевывается, а также в технике масляных красок, в том числе имитируя мазки. От пастели картина получает цвета и нежную бархатистую фактуру, которая отсутствует у масла. Каждый карандаш обернут в бумагу, что делает его более прочным, а также не пачкает руки художника.

Koh-I-Noor Hardtmuth. Художественные масляные мелки Gioconda. Совершенно необыкновенный материал, нечто среднее между сухой и масляной пастелью. Рисуют мягко, не крошатся, не ломаются. Поддаются растушевке. При этом рисунок блестит, как будто выполненный восковыми карандашами, но гораздо мягче и теплее. Качество мелков очень высокое, произведены они в форме небольших квадратных карандашиков, что позволяет прорисовывать мелкие детали и раскрашивать. Цвета очень хорошо смешиваются друг с другом, создавая плавные переходы или новые оттенки.

Масляная пастель Gioconda. Не уступает своим европейским аналогам. Очень мягкий, пластичный материал. Дает чистое смешение цветов, плавные переходы между тонами. Позволяет рисовать в технике пастели и в технике масляных красок. Легко смешивается и растушевывается подушечками пальцев. Цвета чистые, без посторонних примесей. Каждый карандаш обернут в индивидуальную упаковку, что делает его прочней и не дает испачкаться рукам художника.

Подольская пастель. Действительно соответствует определению «классическая сухая мягкая пастель». Некоторые цвета (красные, желтые, синие, зеленые) не уступают импортным аналогам. Мягкость средняя. Карандаши не ломаются, практически не крошатся. Очень хорошо растушевываются на любой бумаге. Уступают по всем показателям коричневые тона. Однако и здесь все зависит от того, чего художник хочет добиться, так как эти цвета можно использовать как твердые пастельные карандаши. Художники предпочитают эту пастель другой за ее низкую цену и высокое качество. В цветовой гамме присутствуют только пастельные тона, так как в производстве используются натуральные пигменты. В некоторых оттенках попадаются вкрапления более интенсивного цвета, чем основной тон, правда, при растушевке они исчезают. В отдельных карандашах встречаются твердые вкрапления.

«Олки», Санкт-Петербург. Пастель средней мягкости. Карандаши быстро ломаются и сильно крошатся. Дают очень хорошую длинную растушевку. Художники, как правило, растирают эту пастель и используют в виде порошка. Наборы очень любят студенты, так как цвета в них подобраны соответственно предполагаемому рисунку - портрет, пейзаж и прочее. Есть яркие ненатуральные тона, основанные на синтетических пигментах. Их ценят в основном дизайнеры, школьники, любители. Дизайнеры используют эту пастель в виде порошка в огромных количествах. В отдельных карандашах встречаются твердые вкрапления.

«Спектр», Санкт-Петербург. Пастель средней мягкости. Карандаши быстро ломаются и крошатся. Дают очень хорошую растушевку, цвета прекрасно смешиваются друг с другом. Количество оттенков ограниченно только фантазией художника. Цвета чистые, как пастельные, так и яркие. Наборы подбираются совместно с художниками, соответствуют нуждам определенного рисунка - портрет, пейзаж и прочее. В отдельных карандашах встречаются твердые вкрапления.

Apa-Ferrario, Италия. Высококачественная сухая мягкая пастель. Полностью соответствует всем характеристикам, которые должны быть у этого нежного материала. Очень легко и мягко наносится на бумагу, прекрасно

Просмотров: 2779 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]