Художественные
материалы (часть 1)
АКВАРЕЛЬ (от лат. aqua — вода)
Краски на растительном клее, которые разводятся водой, а также работы,
сделанные такими красками. В отличие от гуаши акварель прозрачна: нанесенные
кистью жидкие краски образуют светлый фон сквозь который просвечивает
бумага, цвет которой имеет большое значение в общем колорите композиции.
Детали можно усилить нанесением основных тонов более тонкой кистью и менее
жидкой краской. Достоинством акварели является также то, что она прочно
держится на бумаге и не требует фиксирования.
АКРИЛ
Акриловые краски появились около 50 лет тому назад и сразу же получили
широкое признание. Успех этих современных красок вызван главным образом
простотой их применения, универсальностью и быстротой высыхания. Они растворяются
в воде, но после высыхания становятся совершенно нерастворимыми и устойчивыми
к химическим и физическим воздействиям. Акриловая краска идеальна для
художников и любителей. Характеристики этой краски - быстрое высыхание,
хорошая светостойкость, прекрасно наносится на поверхности, гибкость (упругость),
яркость (светимость), нерастворимость водой и маслами. Акриловые краски
очень эластичные и яркие, отлично сцепляются с любой нежирной поверхностью:
холстом, картоном, бумагой, деревом, фанерой, фаэзитом, штукатуркой, глиной,
тканью. Все акриловые краски могут наноситься как кистью, так и шпателем,
а при соответствующем разбавлении и аэрографом.
ГРУНТ, ГРУНТОВКА (от нем. Grund — почва, основа)
Подготовительный слой специального состава, наносимый на холст, доску,
картон и другую основу живописного произведения с целью предотвращения
впитывания ею связующих веществ красок, придания желаемого тона или фактуры,
как правило, используется как основа для масляных красок. Грунт бывает
клеевым, масляным и эмульсионным. Его применяют для удобства работы и
лучшей сохранности произведения.
КАРАНДАШ (от тюркск. кара — черный и таш, даш
— камень)
Один из основных материалов и одновременно инструментов изобразительного
искусства, представляет собой тонкий стержень из красящего вещества в
оправе (деревянной, металлической, пластиковой). По материалу, из которого
сделан стержень карандаша, различают металлические (свинцовые, серебряные),
итальянские (разновидность этого карандаша — ретушь), графитные и цветные
карандаши. Карандаши разделяют на мягкие и твердые. Буква «Т» или на импортных
карандашах «Н» говорит о том, что карандаш твердый. Цифры рядом с буквой
указывают на степень твердости, чем больше цифра, тем тверже карандаш.
Для рисования нужны мягкие карандаши. На них написана буква «М» или «В»
на импортных карандашах. Рядом с буквой тоже стоят цифры, указывающие
на степень мягкости («2М», «ЗМ», «5М»). Удобно начинать рисунок карандашами
средней твердости («ТМ», «НВ»), а последние штрихи, особенно в длительном
тоновом рисунке, наносить карандашами мягкими («2М», «2В», «ЗМ», «3В»).
Цветные карандаши, так же как и краски, можно смешивать для получения
новых цветов и оттенков. Они возникают на основе механического и пространственно-оптического
смешения цветов. Некоторые виды карандашей формуются в виде палочек и
остаются без оправы (см. уголь, сангина, пастель).
КИСТЬ
Инструмент художника, главным образом живописца, представляющий собой
ручку с ворсом на конце. Кисти для живописи обыкновенно употребляют из
волоса: щетинные, колонковые (из волоса красной куницы — колонка), беличьи,
хорьковые и др. Для акварельной живописи, для работы над мелкими деталями
подойдут кисти из тонкого и мягкого волоса, например беличьи. Для живописи
гуашью, темперой, масляными красками выбирают жесткие щетинные кисти.
Широкие и плоские кисти (флейцы) применяются для окраски больших плоскостей
и грунтовки холстов. Кисти бывают круглые и плоские, с коротким и длинным
ворсом, жесткие и мягкие. На каждой кисти стоят цифры (1, 2, 3 и т. д.).
Чем больше цифра, тем больше кисть по размеру. Концы волос в кисти должны
быть обязательно заостренными, а не обрезанными. Волосы должны быть подобраны
так, чтобы они лежали параллельно, а не топорщились в стороны. Хорошая
кисть сохраняет свою форму и после мытья водой, а плохая топорщится, даже
если ее обмакнуть в краску.
ЛЕПКА, ПЛАСТИКА
Процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким
пластичным материалом — глиной, пластилином, воском. Лепка выполняется
руками с помощью стеков разных видов — методами добавления или частичного
снятия материала. Изнутри материал, как правило, укрепляют металлическим
каркасом. Лепка может служить для выполнения самостоятельного произведения
и в качестве создания модели для скульптуры, создаваемой в другой технике:
высекание, литье, чеканка и т. д.
МАСЛO
В масляной живописи используются растертые краски скрепляемые растительным
маслом в качестве основного связующего вещества. Часто в масло добавляют
древесную смолу (камедь) и дополнительные сиккативные вещества. Масло
можно использовать на любой основе, предварительно покрытой грунтом, который
ограничивает соприкосновение красочных слоев с основой. Состоящий из пигментов
во взвеси красочный слой может быть разным в зависимости от условий высушивания
листа фактуры и структуры основы. Взаимосвязь пигментов связующего вещества
основы и грунтовки составляет суть этой техники, которая может варьироваться
у каждого художника.
МАСТИХИН (ит. mestichino)
Инструмент художника из тонкой стальной пластины в виде ножа или лопатки
с изогнутой ручкой. Он бывает разных размеров и формы. Применяется для
частичного удаления незасохшей краски с картины и для очистки палитры.
Иногда мастихин употребляется вместо кисти для создания живописного произведения.
МОЛЬБЕРТ
Деревянный или металлический станок для живописи, на котором укрепляются
подрамник с холстом, картон, доска или другие основы для живописи и рисунка.
Устройство мольберта позволяет регулировать высоту и наклон установленной
на нем картины. Основные виды мольберта — складной треножник и стационарный
деревянный мольберт на горизонтальной подставке. Легкие алюминиевые раздвижные
мольберты-треножники предназначены для пейзажных этюдов.
НАКЛЕИВАНИЕ
Тонкие холсты и бумага могут быть наклеены на более плотные холсты или
на дерево для придания большей жесткости основе; холсты в этом случае
специально приготовливают путем проклеивания, что придает им большую твердость.
ПАСТЕЛЬ (фр. pastel, от лат. pasta — тесто)
Материал художника и техника изобразительного искусства. Пастель — это
мягкие цветные палочки — карандаши, изготовленные из пигментов, мела и
связующих веществ. В процессе изготовления пастельных карандашей их незасохшая
масса выглядит как тесто, паста — отсюда и название. Пастель имеет много
нежных оттенков каждого цвета. В зависимости от приемов работы пастель
можно отнести либо к живописи, либо к рисунку (графике). Пастелью пишут
и рисуют по шероховатой поверхности бумаги, картона, по грунтованному
холсту и др. Краски пастели можно наносить различными способами, например
тонкими линиями или штрихами, делать широкие пастозные мазки, а также
втирать цвет в цвет с помощью специальной растушки, изготавливаемой из
замши, или даже просто рукой. Этот прием позволяет добиваться особой воздушности.
Преимущества пастели в том, что она позволяет снимать и перекрывать целые
слои, вносить необходимые изменения, в любой момент прекращать и возобновлять
работу. Рисунки, выполненные пастелью, необходимо защищать, чтобы сохранить
их на долгие годы. Красочный слой пастели очень нежен, его необходимо
покрывать тонким листом прозрачной бумаги. Другие же способы закрепления
приводят к изменению и потемнению цветов. Удобна в работе масляная пастель.
Она дает очень яркие цвета и прочно держится на поверхности листа.
САНГИНА (фр. sangine, от лат. sanguis — кровь)
Мягкий материал и инструмент для рисования в виде палочек-карандашей,
дающих матовый красно-коричневый тон. Она бывает различных оттенков. Сангина
приготавливается из глины, окислов железа и связующих веществ. Она напоминает
пастель коричневого тона. Рисуют сангиной на шероховатых бумаге, картоне,
холсте, используя разнообразные приемы: линии и штрихи различной толщины,
длины, направленности, растушевку, позволяющую создавать красочные пятна.
Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному
материалу добавляются уголь и мел (техника "трех карандашей").
Сангина достаточно прочно держится на поверхности листа, однако рисунки,
выполненные в сочетании с углем, лучше хранить, переложив тонкой бумагой,
так как фиксировать их нельзя.
СОУС (фр. sause — соус, подливка)
Материал для рисования в виде толстых палочек-карандашей из прессованных
красителей с клеем, обернутых в фольгу. Он дает богатую возможность в
тональном рисунке, имеет глубокий бархатисто-черный цвет (иногда серый
или коричневый), хорошо растушевывается; наносится на бумагу штрихом,
растушевкой (сухой соус) или размывается кистью с водой, аналогично акварели
(мокрый соус). Применяется в больших и длительных рисунках, в набросках
и зарисовках.
СТЕКА (ит. stecca)
Инструмент скульптора при лепке из глины, воска и других мягких материалов:
небольшая деревянная, пластмассовая или металлическая изогнутая палочка,
с расширенными в виде лопаточки концами — прямыми или скошенными, напоминающими
нож. Стеки используют для того, чтобы снять лишний материал, отрезать
небольшой кусок, сделать углубление, процарапать контур рельефа, проработать
мелкие детали, нанести фактуру и др.
ТЕМПЕРА
Разновидность клеевой живописи в которой в качестве связующего вещества
выступает водянистая или маслянистая эмульсия (например на яичной основе,
растительного или животного клея, масла и лака). Темперная краска наносится
после обработки основы мелом или гипсом, она быстро высыхает становится
нерастворимой и прекрасно сохраняется в сухой атмосфере. Однако она хрупка
при влажности и неудобна при работе в холодном месте. Цвет и тон темперы
более стойки к внешним воздействиям по сравнению с маслом. Основная техника
в иконописи. С 15 века вытесняется масляной живописью.
ТУШЬ (нем. Tushe)
Черная или цветная краска. Черную тушь изготавливают из сажи, копоти,
клеящих и других веществ. Существует жидкая и сухая тушь в виде плиток
и палочек. Тушь используется для написания шрифтов в оформительских работах,
для черчения и рисования (пером и кистью) с применением штриховки, заливки,
отмывки. Тушь быстро высыхает, не смывается, хорошо пристает к бумаге.
Несколько усложняет работу ее быстрое засыхание и образование черного
сгустка на пере, которое все время надо промывать и вытирать тряпочкой.
УГОЛЬ (родств. agnis — огонь)
Материал для рисования в виде тонких палочек, полученных из веточек березы,
ивы и других деревьев, очищенных от коры и обоженных специальным способом.
Другой способ получения рисовального угля — формирование стержней из угольного
порошка, скрепленного растительным клеем (прессованный уголь). Этот уголь
дает более глубокий черный цвет. Уголь используется в графике. Рисунки
углем обладают бархатистым тоном. Уголь хорошо передает фактуру, обладает
большими живописными возможностями в плане передачи света и тени. Им можно
нарисовать и натюрморт, и пейзаж, и портрет. Художники любят использовать
уголь при подготовке картин, выполнении набросков и зарисовок, прорисовывании
эскизов и картонов, переводе рисунка для живописи, особенно для больших
по размеру полотен. Рисунки углем легко исправимы, поэтому он незаменим
в учебных целях. Уголь можно стереть мягким ластиком или смахнуть тряпочкой.
Для ослабления тона применяют растушки, жесткие кисти. Уголь необходимо
закреплять так же, как пастель, или лаком для волос в аэрозольной упаковке.
Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраниться, так как этот
материал очень непрочно держится на бумаге.
ХОЛСТ, ПОЛОТНО
Льняное конопляное или хлопчатобумажное полотно используемуе после соответствующей
обработки в качестве основы для живописи. В широком смысле слова термином
"холст" обозначают любое полотно натянутое на подрамник и служащее
основой для живописи. Самыми прочными являются те холсты, нити которых
тесно прилегают друг к другу и имеют одинаковое качество и толщину. Способ
плетения холста, важный для внешнего вида картины, играет незначительную
роль для сохранности полотна.
Перейти
в интернет-магазин
|