Сегодня
в Строгановском дворце Русского музея открывается выставка «Богородская
игрушка и скульптура». На экспозиции представлено около 200
произведений XIX-XXI веков из коллекции Русского музея, Музея фабрики
«Богородский резчик», Богородского художественно-промышленного училища
и личных собраний художников. Многие из этих работ уникальны и
выставляются впервые.
Богородская игрушка широко известна и любима.
Вырезанные из дерева фигурки крестьян и животных в сказочных сценках
выражают характер и душу народа, а история богородского промысла
неразрывно связана с судьбами нашей Родины. Коллекция богородской
игрушки и скульптуры в Русском музее - одна из самых значительных в
России и представляет крестьянский промысел в его последовательном
развитии. Резные деревянные игрушки называются богородскими по месту их
производства. Богородское, первое упоминание о котором относится к XV
веку, находится на реке Кунья примерно в тридцати километрах от
Троице-Сергиевой Лавры. По преданию, основатель монастыря преподобный
Сергий Радонежский сам вырезал игрушки из дерева и дарил их
крестьянским детям. Позже (в XVI веке) в Сергиевом Посаде стали
процветать ремесла и торговля и появилась традиция - привозить игрушки,
купленные у монастырских стен. Промысел резной игрушки в Богородском
развивался постепенно и в самостоятельном виде сложился к концу XVIII
века. Скульптурный талант местных мастеров получил признание, их
игрушки хорошо раскупались, даже будучи неокрашенными: сохранялась
природная красота материала и цельность игрушки, вырезанной из единого
блока. Основной темой была жизнь крестьянина, его повседневный труд.
Богородцы, всегда работавшие с «живства», то есть с натуры, в условной
«игрушечной» форме воплотили мудрость и суровость деревенского уклада
жизни. Середина XIX века - период расцвета богородского искусства. Всем
в деревне находилась работа по таланту и умению: поощряя раннее
приобщение к промыслу, скупщики принимали даже детские поделки.
Благодаря этому появились десятки семей, где из поколения в поколение
передавались навыки резьбы. Во второй половине XIX века в богородском
промысле получили распространение скульптурные группы разных размеров.
В игрушках с движением, представляющих крестьянские работы, выражено
уважение к труду, ставшее общей философией художников богородского
промысла. А приверженность к «резной» сказке «про медведя» сохраняется
и в наши дни. Медведь стал символом богородского промысла. В конце XIX
- начале XX века народную игрушку стали изучать и коллекционировать как
вид крестьянского искусства. Это оказало влияние и на богородский
промысел. По заказам видных земских деятелей создавались крупные
композиции на исторические, былинные и библейские темы, чего ранее в
богородском искусстве не было Революция 1917 года изменила уклад жизни
и основы существования промысла. Архаические элементы вытеснялись, и,
стремясь отразить новое время, резчики порой делали игрушки в духе
пролетарского кубизма. В 1923 году мастера объединились в артель
«Богородский резчик», возобновилась работа открытой в 1913-м школы
резьбы по дереву. Богородское искусство 1920-30-х годов идеологически
соответствовало тенденциям своего времени. Гусаров сменили фигуры
красноармейцев, вместо карет появились тачанки, а к образам крестьян
добавились фигуры рабочих. Великая Отечественная война оказала огромное
влияние на судьбу села: погибли сотни местных художников и в
традиционно мужской промысел пришли женщины. В 1940-е народные сюжеты
все более уступали место литературным: мастера часто обращались к
произведениям А.С. Пушкина и басням И.А. Крылова. Лучшие же работы
создавались на основе народных сказок. В 1950-е годы появилась целая
плеяда выдающихся резчиков, что обусловило расцвет богородского
искусства 1960-70-х. Игрушки той эпохи полны тепла и юмора: в них
животные осваивают человеческие профессии, становясь строителями,
лесорубами, фотографами, геодезистами. В 1980-90-е художники промысла
продолжали экспериментировать. Обращаясь к посадской традиции, они
создавали окрашенные игрушки, искали новые образы и формы. Лучшие
произведения этого времени представлены на выставке отдельным разделом.
Посетители смогут познакомиться и с работами начала XXI века, в которых
отражены как творческие искания, так и преемственность традиций
богородского искусства.