Фигуративное и нефигуративное искусство. Пути Развития авангарда.
С
6 по 25 августа 2008, галерея LES OREADES проводит свою ежегодную
выставку «Лето в Ореадах», развернувшуюся в 16 и 17-том залах
Центрального Дома Художников.
Экспозиция составлена из трёхсот
произведений живописи, графики и скульптуры, отображающих творчество
более шестидесяти российских художников. Особое место отведено
выдающимся живописцам Арону Буху и Виктору Сорокину. Настоящая
коллекция – это плод скрупулезного отбора производившегося галереей в
течение 20-ти лет. Многие произведения имеют музейное значение и
представляют несомненный интерес для завзятых коллекционеров и знатоков
искусства. Также необходимо подчеркнуть, что концепция «Лето в Ореадах»
2008 года отличается от предыдущих. В выставке «Лето в ОРЕАДАХ» 2008
года была поставлена и искусствоведческая задача, заключающаяся в
желании показать через развитие отдельных художников и развитие
художников галереи вместе взятых, эволюцию в российском искусстве
начиная с 30-х годов ХХ столетия и заканчивая сегодняшним днём. Эта
эволюция - путь от традиции реализма до «новой фигуративности» и
«нового абстракционизма». Отправной точкой обозначенного пути являются
мэтры реализма Московской школы живописи, представленные в зале №17 –
И.Кац, П.Блок, Рубинштейн, Е.Шегаль, Быков, М.Маторин, О.Чистяков,
М.Богатырёв, М.Аникеев. Также мы находим здесь несколько имён
Владимирской школы живописи (В.Смирнов, А.Белянин, В.Кувин),
импрессионистов (Н.Мельников, Б.Жидков, Л.Славинская) и монументалистов
(В.Эльконин, Т.Шиловская, Э.Жарёнова). С трудом поддающийся
стилистическим определениям Виктор Сорокин - живописный экспрессионист,
занимает почётное место в центре зала. Обогащая реалистическую традицию
и не забывая эксперименты «Русского авангарда», художники, сознательно
или интуитивно, развивали новые формы художественного выражения, готовя
одновременно приход поколения, работающего на рубеже ХХ–ХХI веков.
Произведения художников этого нового поколения выставлены в 16-том
зале. Здесь прослеживается своего рода «новая фигуративность», близко
приближающаяся к границам нефигуративности, и довольно часто их
переступающая. Можно сказать, что всё те же инструменты: форма, цвет,
конструкция, по-прежнему служат художнику, но уже для новых решений
новых задач. Так, «Новая фигуративность» прослеживается в произведениях
А.Буха, В.Джемесюка, В.Сидорова, А.Пурлика, З.Нижарадзе, А.Орловского,
выступающие как ярко выраженные продолжатели экспрессионизма. К синтезу
различных видов искусства стремится Анатолий Пурлик. Ю.Бурджелян,
П.Дик, каждый по-своему развивают принципы минимализма, по-прежнему
оставаясь в пределах узнаваемых форм. В то время как ярчайший
представитель российского андеграунда 60-тых годов, Е. Зевин, ищет
новые способы выражения, опираясь на традицию супрематизма. Здесь мы
находим также ряд талантливых художников уверенно переступающих за
границы фигуратиности, опираясь при этом как на эксперименты «Русского
авангарда», так и на опыт своих учителей: В.Сахатов, А. Лукин, Ю.
Перевезенцев, В.Николаев, А.Крюков, А.Ланцев. В этом же зале
представлена серия картин выдающегося художника-философа, Жака
Ихмальяна, искусно лавирующего между фигуративностью и
абстракционизмом, но всё же не поддающегося определённой стилистической
классификации. Поп-Артом Баринова замыкается обзор направлений
современного исскуства, представленных на выставке «Лето в Ореадах»
2008.
Так, в этой новой летней выставке галереи LES OREADES
явно просматривается желание охватить как можно больший спектр
направлений советского и российского современного искусства, логически
показывая пути его развития. Впрочем, можно сказать, что эта экспозиция
представляет сама по себе красочную, богатую по содержанию и
композиционно четко выстроенную картину. Несомненно, эта выставка
является выдающимся культурным событием московского лета 2008 года.