Каждый
крупный музей имеет свои фонды – запасники. Они практически не доступны
для широкого зрителя и потому всегда вызывают повышенный интерес – а
что же спрятано за стенами депозитариев? Открыть запасники для всех
желающих – невозможно, но публиковать и показывать зрителям хранящиеся
там произведения – необходимо, так как это важная часть культурного
наследия. Открывающаяся выставка в Третьяковской галерее на Крымском
Валу продолжает серию экспозиций из фондов Галереи. Одна из них,
приуроченная к 150-летнему юбилею музея, – «Третьяковская галерея
открывает свои запасники» экспонировалась в Новом Манеже и включала
материал XVIII – начала XX века. Вторая – «Третьяковская галерея
открывает свои фонды. Крестьянский мир в русской живописи конца XVIII –
начала XX века» была развернута в 2006 году в только открывшихся залах
ГМЗ «Царицыно». Подобные выставки демонстрируют открытость музея,
стремление сделать доступными для зрителя хранящиеся в фондах
экспонаты. Для Третьяковской галереи на Крымском Валу одна из важнейших
задач – широкий показ сложного, многообразного материала русского
искусства XX века. Открыв в 2006–2007 году в своих залах новый вариант
постоянной экспозиции «Искусство XX века», Галерея дала возможность
зрителю составить личное представление об искусстве столь
противоречивого столетия, познакомиться с самыми известными
произведениями русских художников. Для популяризации собрания в составе
постоянной экспозиции «Искусство XX века» регулярно проводится ротация
работ в графических залах, сменяются тематические показы скульптуры.
Нынешняя выставка произведений из фондов продолжает эту работу и дает
возможность познакомиться с произведениями художников, начиная с 1910-х
годов до настоящего времени. Цель выставки – дополнить представленный в
постоянной экспозиции материал малоизвестными работами и новыми
именами. Предлагаемая экспозиция включает более 100 живописных
произведений. Это как хорошо знакомые, но по разным причинам редко
выставляемые работы («Вузовцы» (1929) К.Юона, «Женщина у стола (Нана)»
(1934) П.Вильямса, «Сирень» (1943) П.Кончаловского), так и полотна,
много лет назад пополнившие коллекцию музея, но малоизвестные зрителю
(«У гроба Ленина» (1924) К.Петрова-Водкина, «На фестивале» (1957)
В.Ефанова, «За власть Советов» (1957) С.Герасимова, «После
демонстрации. (Они видели Сталина)» (1949) Д.Мочальского). Посетителей
ждут настоящие открытия, порой неожиданные и забавные. Так, несомненно,
внимание привлечет живописный триптих «Тайны абстракционизма» (1958) Ф.
Решетникова, автора известной картины «Опять двойка» (1952).
Представлен также уникальный цикл его дружеских шаржей на
художников-академиков, выполненный в бронзе в 1962 году.
Выставка
демонстрирует некоторые направления в отечественном искусстве и работы
художников, не вошедшие в состав постоянной экспозиции, например,
произведения так называемой «московской школы живописи» 1960–1970-х
годов: М.Бирштейна, Э.Браговского, М.Иванова, И.Сорокина, А.Папикяна,
К.Фридмана. Показ части экспонатов стал возможным благодаря усилиям
сотрудников отделов научной реставрации искусства ХХ века. В числе
картин, впервые экспонируемых после завершения реставрации – «Человек и
павиан» (1915) А.Яковлева, «Крымский пейзаж» (1920) И.Машкова, «Овощи.
Обновленная земля» (1927) В.Яковлева, «Наш переулок утром» (1929)
А.Лабаса. Раздел графики, включающий около 20 работ, интересен
большеформатными листами, выполненными на бумаге, часто дублированными
на полотно или картон (акварель А.Герасимова «Сельская баня» (1940),
пастели Е.Кацмана «Лето» (1936) и «Сено убрано» (1943)., сангина
А.Дейнеки «Лежащая с мячом» (1954), «Автопортрет с тростью» (1957)
А.Лактионова). В разделе скульптуры можно увидеть свыше 20
произведений, выполненных для советских выставок. Среди них – «Чабан»
(1950) Ф.Абдурахманова и «Трудовая победа» (1950) В.Соколова,
удостоенные Сталинской премии. Выставка не только показывает новый для
публики материал, но и дает представление о характере формирования
коллекции. Фонды живописи второй половины ХХ века продолжают
пополняться работами мастеров авангардного направления, среди которых
Ю.Васильев-MON, представитель старшего поколения
художников-нонконформистов. С начала 1990-х годов в музей стали
поступать произведения мастеров актуального искусства. Живущий в США
художник Л.Соков подарил музею свою скульптуру «Сталин с медвежьей
ногой» (1993). В 1996 году в Галерею поступили работы Б.Орлова
«Генерал. Бюст в духе Растрелли» (1987–1988) и «Императрица. Бюст в
духе Растрелли» (1989). В созданном в те годы новом «Экспериментальном
фонде» появились произведения Ф.Инфантэ, Э.Гороховского, О.Тобрелутс,
А.Салаховой и многих других ныне известных художников. Завершают
экспозицию коллажные панно Р.Раушенберга, подаренные им Третьяковской
галерее в 1989 году после персональной выставки в ЦДХ. Настоящая
выставка – часть долгосрочной программы по изучению и популяризации
собрания Третьяковской галереи на Крымском Валу.
Крымский Вал, 10, залы 60–61