|
Коллекция оборонительного вооружения Арсенала Эрмитажа является лучшей
в России и одной из лучших в мире. Состав ее достаточно широк и дает представление
о развитии этого вида оружия с XIV по XVIII в Западной Европе, России
и в странах Востока. Одним из наиболее значительных и полных разделов
собрания является коллекция европейских шлемов XV-XVII.
Шлем - главная часть оборонительного вооружения, он защищал самую важную
и наиболее уязвимую часть тела и был необходим как простому воину, так
и рыцарю-аристократу. Форма шлема, его конструктивные особенности и декор
могут подсказать, для чего он был предназначен, дату и место изготовления,
а зачастую и имя мастера. На поле боя необходимы были чисто практические
функции шлема, он должен был быть надежной и удобной защитой воина. Наголовья
же для турниров и парадов украшали в соответствии с художественным стилем
эпохи и материальными возможностями владельца, подчеркивая его социальный
статус.
Коллекция европейских шлемов Арсенала Эрмитажа насчитывает до 300 предметов,
причем многие из них представляют значительный интерес, являясь истинными
предметами оружейного искусства. Их изготовляли лучшие мастера из Германии,
Италии, Австрии, Франции, Испании. Голландии, Польши и других стран. Наиболее
значительным является немецкий раздел коллекции. Мастера Германии - кузнецы,
литейщики, чеканщики, резчики и граверы, производили много первоклассного
оружия и подняли свое ремесло до уровня высокого искусства. Талантливые
мастера из Аугсбурга, Нюрнберга, Дрездена, делали доспехи и шлемы к ним,
используя для декорировки все известные методы обработки металлов - ковку,
полировку, чеканку, резьбу, гравировку, позолоту. В этом можно убедиться
на примерах работ таких мастеров, как М.Фрауенпрейс, А.Пеффенгаузер и
др.
Не менее искусны были и итальянские мастера, особенно, из Милана. Они
достигли совершенства в изготовлении парадного и турнирного оружия, где
применяли технику чеканки, таушировки, золочения. Их лучшие работы ценили
не ниже, чем живописные полотна великих художников эпохи Ренессанса, а
имена Ф.Негроли или Л.Пиччинино знали не хуже, чем Леонардо да Винчи или
Микельанджело. Как и в других видах искусства XVI при украшении оружия
и, в частности, шлемов использовали растительный орнамент, изображения
фантастических животных, людей, а также сюжеты из древней мифологии и
античной истории.
|
|
Шлем-бургиньот
Посмотреть
трехмерное
изображение
Шлем закрытый бургундского типа
Посмотреть
трехмерное
изображение
Шлем-салад
Посмотреть
трехмерное
изображение
Шлем закрытый бургундского типа
Посмотреть
трехмерное
изображение
Шлем-бургиньот
Посмотреть
трехмерное
изображение
|