16:50 Эта удивительная тханка Тханки института Норбулингка в Северной Индии Тханкопись Процесс создания | |
Эта удивительная тханка
Тханки института
Норбулингка.
Институт
Норбулингка расположен неподалеку от Дхарамсалы, в Северной Индии. Это культурная
организация возглавляемая Его Святейшеством Далай ламой XIV, (так же главой
тибетского правительства в изгнании). Часть тибетцев вынужденных покинуть
свою Родину после 1959 года, пошли вслед за своим лидером и частично осели в Дхарамсале
и окрестностях. Поэтому свою миссию институт Норбулингка определяет очень четко:
сохранение уникальной тибетской культуры в изгнании.
Мастера
своего дела, преемственные тханкописцы проводят воркшопы, давая детальное представление «изнутри» обо
всех этапах священного и традиционного процесса – написания тханка, создания
скульптуры и других предметов национального искусства. К сожалению, если говорить о настоящей традиции
в целом, и в частности в самом Тибете, – она угасает. Самобытные тибетские
стили тханкографии и пластики ритуальной скульптуры на грани исчезновения,
поскольку не находит официальной поддержки не только развитие искусства, но и
поддержание старых мастерских, имеющих вековую преемственность.
В институте
же действуют курсы тханкописи, где готовят художников, мастеров резьбы по
дереву, и литейщиков бронзовой скульптуры. Буддийский мир северной Индии
автономно обеспечивает себя, соседние регионы и дальние страны всей необходимой
ритуальной атрибутикой, и надо заметить одними из наиболее качественных вещей в
тибетском стиле.
Учитывая
все условия предшествовавшие и сопутствующие созданию этого значимого
культурного центра, складывается занимательная культурно-экономическая картина.
Во-первых у тибетских беженцев есть шанс изучать национальное искусство, что
гарантирует сохранение этно-идентичности в условиях соседства с другими
народностям. А во-вторых это позволяет людям зарабатывать себе на жизнь в
многомиллионной стране. К слову, реальная помощь Тибету от западного мира,
способ поддержать древний народ на деле – это покупать их продукцию.
Настоятель Тензин Норбу просто и ясно говорит о общественной задачи института.
“Помимо
художественных задач института, мы
также стараемся поддерживать дружную
общность среди тибетцев, в которой они могут мирно жить и воспитывать своих
детей с достоинством, в национальных традициях, приобщая к наследию тех, кто
родился уже в эммиграции”.
Тханкопись.
Тханка
(тиб. свиток) ─ это не только вещь
для декорирования помещения под tibetan style, или нечто абстрактно-восхитительное. Это традиционный
религиозный объект, выражающий дух буддийских идеалов.
Буддийские
практики используют их для развития своей практики медитации. Это наглядные
пособия для правильной визуализации Будд, Бодхисаттв, Учителей и места их
пребывания. В древности каждая новая
работа писалась в результате детальной передачи глубочайшего видения от
Созерцателя художникам. Они сконцентрировали итог их реализации в особое
целостное изображение, которое становилось каноном. Такое изображение
предназначается для начальной ступени другим практикующим, как основание для
медитативной стабилизации ума, впоследствии открывающей доступ к глубокой
реализации Учителя, а пока помогает на духовном пути.
В
буддийской философии так объясняется необходимость работы с танка, концентрация
на образе явившемся Учителю положительно сказывается и на личной заслуге
практикующего. Сопутствующие этому плюсы от практики: благоприятное состояние
сознания, здоровье тела и длинная жизнь. Однако есть и другая интересная
парадигма относительно тханка, что, собственно концентрация огромного
количества индивидуальных умов на схожем объекте, и порождает этот объект.
Например мир какого-либо Будды. То есть появляется место, куда стоит стремится.
На русском языке зачастую переводчикам сложно выразить смысл некоторых
смысловых особенностей буддийской логики. Прямой перевод приводит к неизбежному
логическому противоречию, поэтому требуются обширные разъяснения.
Процесс создания:
Для
тханок традиционно используют мелкозернистое полотно на основе растительного
сырья. Вначале полотно обрезают до нужного размера. После этого, по краям, на
равном расстоянии, художник проделывает отверстия, которые служат для вдевания
шнура, он соединит полотно с рамой. В результате натяжения на раме, оно
становится прямым и упругим. Из мела и гипса приготовляется грунт, который
равномерно наносят на всю поверхность холста, до тех пор, пока она не станет однородной.
Специальным камнем или костяной полиролью грунт зашлифовывается до гладкого
состояния.
Теперь карандашом наносят сетку, позволяющую соблюсти масштабирование
при перенесении изображения с оригинала, что очень удобно вне зависимости от размера рабочей поверхности.
Когда
полностью прописан контур, наступает черед краски. Надо сказать, что знаменитая
сочность красок на тибетских тханка, имеет прямое объяснение, – все красильные пигменты натуральные. Их
добывают перетирая в порошок минералы, выжимая растительные соки, а некоторые
цвета добывают из животных тканей. Порошки смешивают с основой, иногда это клей
так же на основе животных тканей, иногда это мастика сходная по составу с
гипсовым грунтом. Золотая краска приготовляется, путем перетирания золота и смешивания с основой.
Вначале кладут краску на контуры лежащие на периферии ― это облака, вода, земля, деревья и т.п. Затем приступают к персонажам второстепенного значения, ученикам, охранителям, и т.д. Лишь в самом конце наступает черед центрального лика. Он – итог всей работы. Кроме того, именно на него не должно попасть ни единой капли лишней краски, поэтому это еще один повод заниматься этим в конце работы. По завершению, полотно оставляют на несколько дней сохнуть. На заключительном этапе работ холст стягивают с рамы, обрезают, теперь уже ненужные края, и вшивают тханку в парчовый оклад. Пару слов о последнем, он не просто создает красивый внешний вид, и раму для изображения, нет. Это — магические ворота, охранный портал, который отсоединяет мир сансары (в котором находимся мы) от Буддакшетры, то есть мира изображенного существа. Ю.Н. Рерих в своей книге “Тибетская живопись” подробно описывает процесс создания картины. Тибетский художник – это лама, сведущий в священных текстах, и свою работу он сопровождает постоянным чтением молитв и мантр, особенно когда прописывает лики богов. В этом случае его сосредоточение столь велико, что мантра возникает в его сознании непроизвольно. По словам Ю.Н. Рериха, “столь интенсивна религиозная атмосфера, окружающая создание картины, что лик будды или бодхисаттвы предпочитают рисовать по определенным священным дням. Пятнадцатый и тридцатый дни каждого месяца в Тибете считаются сакральными, и художники обычно рисуют черты лица на пятнадцатый день месяца, а в цвете его делают на тридцатый”. Тханка написанные в Норбулингка в обязательном порядке просматриваются Тензином Норбу, настоятелем института. Он возглавляет команду художников и учеников на Севере Индии, имеющих общую задачу поддержания высоких стандартов ритуальной тибетской живописи, начиная с 1959 года. Сегодня в среде тибетской молодежи есть мнение, что танкопись – это устаревшее и скучное занятие не дающее полета фантазии. Цель этого искусства не заключается в пользовании индивидуальной фантазии художника, и воплощении его личных сюжетов. Мирская эгоцентричность не должна доминировать в процесе, тогда появляется возможность доступа к реальности другого плана. К чему? К многомерному миру, описываемому посредством двумерного изображения. Художник вместо того, чтобы положиться на сугубо индивидуальное переживание, ставит превыше задачу развить дружественные отношения с божеством, которое он рисует. Именно поэтому в процессе постоянно начитываются мантры какого-либо определенного божества. Тогда полученное от него вдохновение может быть передано созерцателям тханки в дальнейшем. В этом вся разница, тханку не нужно рисовать в привычном смысле слова, ей нужно не мешать рисоваться, но помогать. Художник как бы пропускает через себя непосредственное знание просветленного существа о своей природе, становлясь посредником между ним и созерцателями. Скромный мастер не будет подписывать свою тханка, она не имеет его авторства в строгом смысле слова. На освященных танках на обороте подписывается мантра, состоящая из трех священных слогов ОМ АХ ХУМ.
Традиция
тибетских изображений берет свое начало примерно с 8 века н.э., то есть с того
времени, когда Великий Гуру Падмасамбхава принес Учение буддизма на Тибет. Самые
ранние из известных работ датируются этим же временем, правления короля Сонгцен
Гампо. Одна из древнейших работ найденных в монастыре Джокханг, выполнена, вероятно непальскими
мастерами приглашенными с юга, и демонстрирует сильнейшее влияние на первые
образцы тибетской живописи североиндийских стилей. Ближе к 11-му столетию художественный стиль
западных тибетцев меняет направление на Юго-Запад, а на практике просто
приглашают художников из Кашмира, которые и создают изображения, и обучают
этому самих тибетцев. Таким был мастер Ринчен Зангпо (958-1055). Это одно из красивейших времен тибетского
искусства, когда под кашмирским влиянием тибетские мастера стали делать тханки
на свои сюжеты.
Однако
все меняется в этом мире, и к 17 веку снова начинают появляться работы
непальской школы, на сей раз стиля Мен-ри. Упрощено, Мен-ри – это тханка
сегодня. Канон заложенный в 1600-е года, до сегодняшнего дня изменился
незначительно. Основу этих работ составляет главный образ, помещенный строго по
центру, и часто в увеличенной пропорции относительно остальных частей
изображения. Мелкие сцены иллюстрирующие сопутствующие эпизоды, сюжеты,
персонажей, ― находятся по сторонам. В технике исполнения упрочняется высокое
качество детализации изображения, доходящее до того, что целые группы деталей
прописаны кисточками толщиною в 1-3 волоса, и можно потратить часы, в упоении
исследуя хитросплетения сюжета.
В те же времена 5-й Далай лама создал гильдии художников-тханкописцев, и определил им в обязанности время от времени участвовать в правительственных проектах, таких как постройка новых храмов, или реставрация старых. В старые времена у тибетцев было строго заведено иметь минимум одну тханку дома. Заказчик обговаривал с художником специфику необходимого ему изображения, сообразно той практике, которую он собирался практиковать с помощью этого изображения. Само создание является духовной заслугой заказчика и художника, консультируясь в необходимых моментах с ламой, можно было вносить те или иные особенности в изображения, чтобы сделать ударение на каком-то определенном аспекте.
Например
Бодхисаттва Авалокитешвара в форме Шадакшари держит в руках чинтамани (санскр. Драгоценность исполняющая желания), а в двух
других лотос и четки, это говорит о том, что тот кто начитывает его мантру Ом
мани падме хум – достигнет самадхи (просветления). Однако существует и
Авалокитешвара эманация Махакаруники
(Одинадцатиликий Великий Сострадающий) – это напоминание, что Бодхисаттва видит
и сострадает всем существам, во всех направлениях, для чего ему служат 11 голов
и 1000 рук.
Со времен “Читралакшаны” в индийском искусстве (и затем это переходит в искусство буддийское) формируется принцип описания социальных, а следовательно, духовных типов людей в единстве внешности и манеры поведения, а также даются предписания, по какому типу следует изображать героев, начиная с царя и кончая шудрой. В тибетском искусстве эта структура накладывается на иерархию пантеона. Единицей измерения иконометрии является ангула – величина, равная ширине средней фаланги среднего пальца; 12,5 ангула (в Калачакра-тантре) или 12 ангула (в Самвара-тантре) составляют основной модуль, или ладонь. Рост божества определяется тем или иным количеством ладоней в соответствии с рангом, а именно: будды, а также идамы (кроме гневных) – 10 ладоней с модулем в 12,5 ангула; бодхисаттвы и высшие богини – 10 ладоней с модулем в 12 ангула; тары и дакини – 9 ладоней с модулем в 12 ангула; гневные идамы и бодхисаттвы, а также Лхамо и другие дхармапалы – 8 ладоней с модулем в 12 ангула; архаты – то же; Яма и другие дхармапалы, духи – 6 ладоней с модулем в 12 ангула. Легко видеть, что эта система обладает одновременно четкостью и подвижностью. Тип изображения каждого конкретного божества зависит от того, на какой именно иконографический трактат опирается художник. Однако общий принцип взаимосвязи пропорций и рангов остается неизменным: высшие ранги пантеона наделены высоким ростом, стройным и легким телосложением. бодхисаттвы сложены так же, как и будды, но они ниже ростом; богини и ряд божеств, заимствованных из индуистского пантеона (Брахма, Индра и др.), также наделены красивым и стройным телосложением, но они не имеют ушниши (у богинь на макушке – узел волос); система “восьми ладоней”, предназначенная для “героического” типа, рисует богатырское телосложение, коренастую фигуру с тяжелым торсом, большим животом, короткими и толстыми конечностями, короткой и толстой шеей, большой головой, квадратным или круглым лицом, круглыми глазами навыкате, мясистым носом и широко разинутым ртом с хищно удлиненными острыми клыками. По этой схеме изображаются гневные воинственные божества; дхармапалы низшего ранга, духи, божества-посыльные изображаются в системе шести и пяти ладоней, их ноги еще больше укорочены, живот висит уже до колен, то есть мы имеем дело с гротескным утрированием предыдущего типа. Эта система соответствий ясно отражает одну из основных черт человеческого мышления в целом – противопоставления спокойной духовности и гневной ярости как высокого и низкого. В данном случае – в буквальном смысле слова. При этом следует помнить, что чудовищность облика гневных божеств воспринимается буддистами не как средство устрашения грешных людей. Религиозное искусство вообще никогда не снисходит до создания иконографии чудовищ – поскольку любая икона, идол, ритуальная маска является средством вызова сверхъестественного существа, и, разумеется, вызывать злых духов равносильно самоубийству. Поэтому, как бы ни был страшен облик божества (это касается отнюдь не только тибетского искусства), изображенное божество является благим – иначе бы его не стали призывать. Гневные божества тибетского буддизма устрашают не людей, а те злые силы, которые препятствуют человечеству идти по пути к Просветлению. Сегодня тханкописцы делают работы разной степени сложности, и соотвественно разной цены. Во-первых не все люди могут или хотят иметь дорогую и высококачественную работу, спрос существует на более простые, но не менее качественные вещи. Популярность буддизма неуклонно продолжает расти на Западе, поэтому спрос на аутентичную тибетскую живопись так же продолжает расти.
Одна из
целей миссии галереи Лакшми, дать «жизнь» в России тибетской тханке. Чтобы
настоящие, рукописные, качественные произведения традиционного буддийского
искусства были доступны не только тем, кому это уже интересно, но и тем, кто
заинтересовался. Мы привозим оригинальные этнотентичные тибетские и непальские тханка, с изображения Будд,
Бодхисаттв, Учителей, йидамов, а так же медицинские тханка, созданные по
мотивам атласа тибетской медицины (Бриша)
и аюрведических трактатов. Так же мы всегда можем вам предложить работы,
выполненные в золотых, черных или красных тонах, соответственно
по-тибетски сертан, нагтан и мартан. Мы поддерживаем связь с мастерами
института Норбулингка, и если вам необходимо заказать опредленную тханку, мы
будем рады вам в этом помочь.
| |
Просмотров: 3268 | |
Всего комментариев: 0 | |