Первые дошедшие до нас офорты относятся к XVI веку - это работы таких
художников, как Альбрехт Дюрер и Альбрехт Алыдорфер. К началу XVII
столетия границы и технические возможности этой техники значительно
расширились. Техника офорта нашла наиболее яркое и глубокое выражение в
блистательной серии работ Рембрандта ван Рейна. В XVIII веке Джованни
Пиранези создал мощный цикл линейных гравюр, названных Carceri
dlnvenzione ("Фантастические композиции темниц"). Франсиско Хосе де
Гойя и Лусиентес поднял относительно новый метод тонирования в офорте
(известный как акватинта) на недосягаемую высоту в серии под названием
"Капричос".
Основы офортной техники
Линии в офорте выцарапываются по кислотоупорному слою лака, затем
поверхность протравливают кислотой. Участки поверхности, которые
необходимо защитить от разрушительного воздействия кислоты в процессе
работы, покрываются тонкой пленкой защитного кислотоупорного лака. Лак
представляет собой вещество, похожее на воск, которое в зависимости от
типа изображения и индивидуальной техники художника может быть мягким
или твердым. Его называют "грунтом". Края и заднюю сторону пластины,
как правило, изолируют от кислоты лаком.
Нанесение рисунка на грунт осуществляется офортной иглой; при этом
на участках изображения приоткрывается поверхность металлической
пластины. Затем пластина погружается в кювету с разбавленной кислотой,
которая протравливает открытые участки металла. Пластину можно извлечь
в любой момент, а воздействие кислоты на определенные линии и штрихи
можно приостановить, покрыв поверхность специальным выкрывным
(битумным) лаком.
Если линии протравлены достаточно глубоко, пластину извлекают из
кислоты и удаляют грунт и лак с ее поверхности; после этого наносят
краску. Затем приступают к процессу печати: оттиск выполняется с
пластины, покрытой увлаженной бумагой, на офортном станке.
Офорт может проходить несколько стадий травления,
переработки и повторного травления. Художники-граверы обычно выполняют
оттиски с пластины на различных стадиях работы, чтобы лучше
контролировать создание офорта.
Пластина или офортная доска
Медь и цинк - металлы, которые наиболее часто используются в офорте.
Медь представляет собой отличный материал по всем показателям; ее можно
протравливать раствором хлорного железа. Это значительно более
безопасный метод работы по сравнению с другими видами кислот. Хлорное
железо не выделяет потенциально вредных для здоровья паров, которые
свойственны азотной или соляной кислотам (при использовании последних
работу можно выполнять только в помещениях, оборудованных хорошей
вентиляцией и производственными вытяжками).
В офорте можно также применять железо, мягкую сталь, латунь, алюминий и
магний. Железо и сталь - материалы, образующие наиболее твердую
поверхность. Металл протравливается медленно и не обесцвечивает краску.