Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из
последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к
сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая
старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время
неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы,
поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное
искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших
эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит
природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое
раздумье или тревожное предупреждение.
Важнейший и самый древний вид пейзажа - изображение первозданной
природы, сельской местности. Таково изначальное понимание французского
слова "paysage" и немецкого "Landschaft" (образ села, образ земли),
которые за три столетия прочно укоренились в нашем языке.
Индустриальный ландшафт, зарождающийся в конце XVIII - начале XIX века,
а также городской пейзаж (ведута) составляют разновидности темы,
требующие особого разговора.
Ныне само слово "жанр" понимается достаточно широко - как сложившееся
разделение видов искусства, как масштабная тема, проходящая через его
историю. Предпосылки пейзажа появились уже в эпоху неолита в наскальных
росписях, керамике, различных орнаментах, включающих
условно-символические обозначения небесного свода, светил, стран света.
Ландшафт, выраженный обобщенными знаками, составляет азбуку,
слагающуюся в величественный свод мифологических представлений о мире.
Характерно, что многие древнеегипетские и китайские иероглифы восходят
к изображениям гор и деревьев, воды светил.
В искусстве Двуречья и Египта с развитием интереса к сюжетном
повествованию (особенно в сценах войны, охоты и рыбной ловли
складывается восприятие природ как среды действия, сохраняющие
сказочно-мифологический смысл но обретающей подчас более конкретный
характер. Например, деревья начинают различаться по видам. Удивительно
интересны природные мотивы, отраженные в художественных памятниках
Древнего Крита.
Древнеримская живопись, ощутившая контрасты города и сельской
местности, среды-реальности и среды-идеала, рождает самостоятельные
пейзажи, которые появляются в иллюзионистических росписях, украшающих
жилые покои. Плодоносные, полные птиц сады - это мотивы утопического
царства гармонии, преображающего интерьер.
Совсем иное впечатление производят пейзажи средневекового искусства.
Причудливые горки. вздымающиеся на фонах византийских и древнерусских
икон либо в западноевропейской живописи, зримо разделяют мир на земной
и божественный, словно охраняя пространство религиозных сцен.
Многообразен европейский пейзаж XVII века. Живописцы барокко воссоздают
стихийную, порой грозную мощь природы. Классицизм разрабатывает тип
"идеального пейзажа", героического либо идиллического, проникнутого
мечтой о золотом веке (таковы картины К. Лоррена и Н. Пуссена).
Голландские живописцы (Я. ван Рейсдал, Я. ван Гойен), виртуозно
используя тональные свойства колорита, соединяют ощущение зыбкой
изменчивости мира с идеей связи обжитой, близкой человеку сельской
среды и величавых, поистине беспредельных проостранств. Вместе с тем
единство, свойственное ренессансному пейзажу, распадается на отдельные
разновидности ландшафта (морские, речные, лесные, горные, сельские
виды), сохранившиеся в последующую эпоху.
Поиски световоздушной достоверности и театрализованная условность
противоречиво сочетаются в пейзаже XVIII века. Один из кульминационных
этапов его истории - эпоха романтизма. Природа, воплощенная с волнующим
лиризмом, свидетельствует о безграничных возможностях познавшего ее и
соперничающего с нею человеческого духа. Вместе с тем романтизм -
например в лице таких мастеров, как немец К. Д. Фридрих,- усиливает
патриотическое звучание пейзажных образов, претворяя виды родных мест в
обобщенные символы национального самосознания. В России восприятие
ландшафта как эпической поэмы о родине находит классическое выражение в
искусстве И. Шишкина.