АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение)
(абстрактное), форма познания, основанная на мысленном выделении
существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных
его свойств и связей; общее понятие — как результат процесса
абстрагирования; синоним «мысленного», «понятийного».
Абстракциони́зм (лат. "abstractio" – удаление,
отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от
приближённого к действительности изображения форм в живописи и
скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации»,
создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы
вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
Абстрактное искусство (от латинского abstractus -
отвлеченный) абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное
искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от
изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.
Программа абстрактного искусства полностью порывает с обществом и
познавательными задачами художественного творчества, является крайним
проявлением индивидуалистичных, субъективистских тенденций искусства.
Практика абстрактного искусства сводится к созданию отвлеченных
элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объем и
т.д.) неизобразительных композиций, импульсивно-стихийных либо
рационалистически упорядоченных.
Абстрактное искусство возникло в 1910-1913 годах в ходе расслоения
кубизма, экспрессионизма, футуризма. Первые его образцы создали
работавший в Германии В. В. Кандинский, француз Р. Делоне, испанец Ф.
Пикабия, чех Ф. Купка, некоторые итальянские футуристы (У. Боччони и
др.), в России - К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в
Нидерландах - представители неопластицизма (Мондриан, Т. ван Дусбюрг и
др.). Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и
др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После
1-ой мировой войны 1914-1918 тенденции абстрактного искусства зачастую
проявлялись в отдельных произведениях представителей дадаизма и
сюрреализма; вместе с тем определилось стремление найти применение
неизобразительным формам в архитектуре, декоративном искусстве, дизайне
(эксперименты группы "Стиль" и "Баухауза"), строить их по
математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, А.
Певзнера и Н. Габо).
Несколько групп абстрактного искусства ("Конкретное искусство", 1930;
"Круг и квадрат", 1930; "Абстракция искусство", 1931), объединивших
художников различных национальностей и направлений, возникло в начале
30-х годов, главным образом во Франции. Однако широкого распространения
абстрактное искусство то время не получило.
В годы 2-ой мировой войны 1939 - 1945 в США возникла школа так
называемого абстрактного экспрессионизма (живописцы Дж. Полок, М. Тоби
и др.), развившегося после войны во многих странах (под названием
ташизма или "бесформенного искусства") и провозгласившего своим методом
"чистый психический автоматизм" и субъективную подсознательную
импульсивность творчества, культ неожиданных цветовых и фактурных
сочетаний. В 50-х годах абстрактное искусство стало привилегированным и
воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству в
художественной жизни. В 60-х годах как один из вариантов абстрактного
искусства развивался оп-арт; вместе с тем в этот период абстрактное
искусство как течение теряет свои позиции и вытесняется различными
направлениями, обращающимися к предмету и изображению.